6 июля
34 386

Ученые разгадали тайну загадочной смертельной болезни кошек

6.4

Международная команда исследователей выяснила причину загадочной «шатающей» болезни, которая с 1970-х убивала кошек во многих европейских странах и порой поражала других млекопитающих.

Кошка

Загадочная «шатающая болезнь» — неврологическое расстройство, встречающееся среди европейских домашних кошек — на протяжении нескольких десятилетий оставалась загадкой для специалистов. Теперь команде ученых из Центра клинической ветеринарной медицины при Университете Людвига-Максимилиана в Мюнхене, Института Фридриха Леффлера, Ганноверского университета ветеринарной медицины (Германия), Венского ветеринарного университета (Австрия) и Шведского университета сельскохозяйственных наук удалось показать, что возбудитель — родственный краснухе вирус rustrela, который вызывает энцефалит у множества млекопитающих. Результаты исследования опубликованы на портале препринтов bioRxiv.

Зачастую причина энцефалитов — группы заболеваний, характеризующихся воспалением мозга — остается неизвестной. То же самое было с так называемой шатающей болезнью домашних кошек, впервые описанной в 1970-х в Швеции. Именно район у озера Меларен, между Стокгольмом и Уппсалой, наравне с областью к северо-востоку от Вены в Австрии до сих пор считается очагом этого смертельного недуга. Поразительно похожие неврологические расстройства встречались у кошек в других европейских странах, например Германии, и у других представителей семейства кошачьи — в частности, у рыси.

Главный клинический признак болезни — атаксия задних конечностей (то есть нарушение моторики, расстройство координации движений), провоцирующая шаткую походку. Среди других симптомов — неспособность втягивать когти, повышенная чувствительность твердых тканей зубов, иногда тремор и судороги. В поведении болезнь проявляется в виде усиленной вокализации (крики, мяуканье), депрессии и чрезмерной ласке с редкими приступами агрессии.

Заболевание прогрессирует от нескольких дней до нескольких недель, но может продолжаться и более года. Обычно владельцы и ветеринары приходят к трагическому решению усыпить животное из гуманных соображений, поскольку эффективных методов лечения нет.

Хотя ученые предполагали, что болезнь вызвана каким-то вирусом, точно определить его не удавалось. Долгое время список кандидатов возглавлял вирус болезни Борна — единственный представитель рода и семейства борнавирусов, распространенный среди лошадей, овец, кошек, собак и страусов, а также людей. Тем не менее результаты исследований остались неубедительными, впоследствии их опровергли.

Авторы новой работы воспользовались достижениями современной клинической метагеномики. Благодаря ее новым методам, в частности метагеномному анализу и полимеразной цепной реакции с обратной транскрипцией, они обнаружили в головном мозге 28 из 29 умерших кошек с негнойным менингоэнцефаломиелитом и неврологическим расстройством, подобным «шатающей болезни», следы — РНК и антиген — вируса rustrela (Rubivirus strelense).

Это недавно открытый родственник вируса краснухи, впервые выявленный у различных млекопитающих в зоопарке в Северной Германии: животные страдали неврологическими расстройствами и лимфогистиоцитарным энцефалитом. Ученые пришли к выводу, что роль возможных переносчиков сыграли полевые желтогорлые мыши (Apodemus flavicollis), причем в их тканях головного мозга не нашли признаков воспаления. В Швеции вирус rustrela встречался только у близкородственных лесных мышей.

В головном мозге местных кошек (из Швеции, Австрии и Германии) без неврологических расстройств либо с другими типами энцефалита, выступивших контрольной группой, вирус rustrela не обнаружили. А ДНК вируса Борна не увидели в образцах умерших от «шатающей болезни» питомцев: таким образом, гипотезу о том, что BoDV-1 — возбудитель этого загадочного заболевания, вновь опровергли.

Как показал филогенетический анализ, геномные последовательности вируса rustrela из трех регионов относятся к отдельным генетическим кластерам, причем шведские и австрийские образцы теснее связаны друг с другом, нежели с немецкими.

«Наша работа убедительно указывает, что вирус rustrela (RusV) — долгожданная причина кошачьей «шатающей болезни». Учитывая широкий спектр хозяев и географические границы распространения, RusV может быть этиологическим агентом невропатологий у других млекопитающих, возможно, даже включая людей. <…> Путь передачи RusV из его предполагаемого резервуара к другим хозяевам остается неизвестным», — заявили исследователи.

Они также отметили, что экспериментальное заражение животных этим вирусом с целью воспроизвести заболевание не проводили из-за отсутствия изолята патогена. Кроме того, предстоит прояснить вероятность того, что инфицированные кошки выделяют RusV. Пока географически ограниченная встречаемость филогенетических кластеров говорит о том, что патоген непрерывно распространяют лишь мелкие млекопитающие — мыши. Подвижные хозяева, в том числе домашние животные, способные перемещаться на большие расстояния, служат в основном «тупиковыми», или «ошибочными» носителями.