А у нас самое большое научное СМИ в Telegram!
Подписаться
18.01.2019
Редакция Naked Science

Ученые: Земля сталкивается с астероидами вдвое чаще, чем 300 миллионов лет назад

Новая датировка лунных кратеров показала, что с начала пермского периода Земля и ее спутник стали бомбардироваться метеоритами намного интенсивнее.

moon0

За последние эпохи частота столкновения Земли с астероидами не уменьшилась, а выросла. В наше время такие события происходят в 2,5 раза чаще, чем 290 миллионов лет назад — возможно, это связано с дестабилизацией астероидного пояса. Об этом Сара Мазруи (Sara Mazrouei) и ее коллеги из Университета Торонто пишут в статье, опубликованной в журнале Science.

Геологическая активность Земли сравнительно быстро стирает различимые следы столкновений с кометами и астероидами. Однако Луна мертва и неподвижна, находится совсем близко — в тех же условиях — и испытывает примерно те же встречи, что и наша планета. Ее поверхность может сохранять старые шрамы десятками и миллионами лет, а с ней — и «летопись» нашего общего прошлого. Появившиеся в последние годы инструменты и методы позволили провести эту работу на более детальном уровне.

Сара Мазруи и ее соавторы использовали инфракрасный радиометр DLRE, установленный на борту американского зонда LRO, который работает на лунной орбите уже без малого 10 лет. Это позволило провести точнейшие измерения температуры грунта у поверхности 111 кратеров диаметром более 10 километров. Этот материал может резко и очень сильно нагреваться под воздействием удара и в отсутствие атмосферы остывает медленнее, чем на Земле. Крошечные различия в температуре позволили датировать происхождение кратеров возрастом вплоть до миллиарда лет.

Крупные лунные кратеры, исследованные LRO /©Alex Parker, Southwest Research Institute

Такая работа показала, что со времени 290 миллионов лет назад — когда на Земле начался пермский период — число столкновений с метеоритами сильно выросло. Определенную причину этому назвать пока сложно. Авторы предполагают, что рост числа астероидов может быть вызван дестабилизацией траекторий движения тел в главном поясе астероидов, расположенном между орбитами Марса и Юпитера. Влияние этого далекого события на нашу жизнь может быть исключительно велико: в конце концов, именно метеоритный удар 66 миллионов лет назад поставил точку в долгой эпохе царствования динозавров.