Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
06.04.2020
София Жаботинская
9 307

Российский орбитальный телескоп зафиксировал пробуждение черной дыры

3.5

Вспышка рентгеновского излучения из центра Галактики с большой вероятностью связана с возобновлением активности объекта 4U 1755-338 — черной дыры в двойной звездной системе.

Спектр-РГ
Спектр-РГ / © РИА Новости

Российская орбитальная астрофизическая обсерватория «Спектр-РГ» 1 апреля зарегистрировала мощный источник рентгеновского излучения в самом центре галактики Млечный Путь. Явление было зафиксировано при помощи телескопа ART-X, который работает в диапазоне энергий от шести до 30 килоэлектронвольт.

О находке сообщили ученые из Института космических исследований РАН, получившие данные от обсерватории. Судя по координатам излучения, его источник — черная дыра 4U 1755-338. Она была обнаружена еще в начале 1970-х первой в истории орбитальной рентгеновской обсерваторией Uhuru.

В 1996 году черная дыра по каким-то причинам «замолчала» и перестала излучать в рентгеновском диапазоне. Ученые считают, что сигнал, который поймала «Спектр-РГ», свидетельствует о пробуждении объекта 4U 1755-338. В таком случае вспышка излучения связана с возобновлением падения на черную дыру материи от звезды, которая вместе с 4U 1755-338 составляет двойную систему.

Об обнаружении сигнала на своей странице в Twitter сообщила госкорпорация «Роскосмос» / © Twitter — @roscosmos

Лаборатория «Спектр-РГ» была построена специалистами из НПО имени Лавочкина при помощи ученых из Института внеземной физики имени Макса Планка. Аппарат запустили в космос в середине 2019 года. На сегодня «Спектр-РГ» считается одной из лучших орбитальных рентгеновских обсерваторий. В отличие от большинства аналогов, которые имеют ограниченное «поле зрения», «Спектр-РГ» способна проводить полный обзор неба, притом с рекордной чувствительностью.

Стоит отметить, что обработка данных от орбитальной лаборатории не прекращается, несмотря на пандемию коронавируса. Астрофизики работают с полученной информацией дистанционно.

Ранее мы писали о том, что Hubble нашел черную дыру промежуточной массы, а в NASA попрощались с легендарным телескопом Spitzer.