Открыта первая планета-гигант возле белого карлика — Naked Science
05.12.2019
Васильев1 Сергей

Открыта первая планета-гигант возле белого карлика

Похожая на Нептун гигантская ледяная планета вращается вокруг звезды — белого карлика — и оставляет за собой хвост испарений.

Белый карлик WDJ0914+1914 и его экзопланета: взгляд художника
Белый карлик WDJ0914+1914 и его экзопланета: взгляд художника / ©ESO, M. Kornmesser

Астрономы, работающие в Европейской южной обсерватории (ESO), обнаружили первый ледяной гигант на орбите вокруг белого карлика. Находясь чересчур близко к его горячей поверхности, планета теряет летучие соединения, заполняя окружающее пространство облаком газа. Такой когда-нибудь может стать и наша Солнечная система, пишут ученые в статье, опубликованной в журнале Nature.

Самые массивные звезды в конце своей долгой жизни превращаются в черные дыры или в нейтронные звезды, а не слишком крупные — такие как Солнце — становятся тусклыми белыми карликами. Борис Геничке (Boris Gänsicke) из Уорикского университета и его коллеги рассмотрели примерно 7000 таких объектов, снятых в ходе обзора SDSS. Один из них оказался весьма необычен: в его спектре изобиловали нехарактерные для белых карликов линии.

Белый карлик WDJ0914+1914 находится в 1500 световых годах, в созвездии Рака. Астрономы сняли его «индивидуально» с помощью телескопа VLT. Это показало, что вокруг него вращается газовое облако водорода, кислорода и серы. «Через несколько недель напряженного обдумывания мы поняли, что создать такой диск можно только одним путем — испарением гигантской планеты», — говорят ученые.

В самом деле, состав облака похож на атмосферы гигантских ледяных планет, таких как наши Нептун или Уран. Находясь достаточно близко к белому карлику, такая планета под действием его УФ-излучения может терять летучие молекулы, «испаряясь». Тем более что белый карлик WDJ0914+1914 достаточно горяч: его температура оценивается в 28 тысяч °С.

По расчетам астрономов, планета делает полный оборот вокруг него всего за 10 земных суток, по орбите радиусом лишь 10 миллионов километров. Большая часть уносящегося с нее вещества теряется в космосе, однако не менее 3000 тонн каждую секунду падает на белый карлик, создавая необычные линии в его спектре.

Через несколько миллиардов лет, когда наше Солнце выработает топливо для активных термоядерных реакций, оно распухнет красным гигантом, поглотив ближние планеты, включая Землю. А еще позднее звезда «схлопнется» белым карликом: от нее останется лишь выгоревшее «тлеющее» ядро, вокруг которого будут вращаться одни планеты-гиганты.