Космос под ногами: спецпроект Naked Science о космонавтике и «трудной» нефти
Читать
27.12.2022

Ученые облучат астероид радиоволнами комплекса HAARP

5.2

В момент максимального сближения астероида 2010 XC15 с Землей астрономы исследуют его с помощью знаменитого комплекса HAARP. Ожидается, что длинные мощные радиоволны смогут проникнуть под поверхность небесного тела и позволят определить его внутреннюю структуру. Подобные наблюдения станут одним из элементов будущей защиты Земли от астероидной угрозы.

Антенное поле HAARP
Антенное поле HAARP / ©J. Ancheta, UAF

Сегодня, 27 декабря 2022 года, произойдет сближение астероида 2010 XC15 с Землей. Никакой угрозы для нас он не представляет: минимальное расстояние, на котором пройдет небесное тело, превысит 770 тысяч километров — почти вдвое больше лунной орбиты. Но этим событием воспользуются ученые из Аляскинского университета в Фэрбенксе (UAF) и NASA, чтобы испытать новый подход к исследованию астероидов — с помощью антенн знаменитого комплекса HAARP. О таких планах сообщается в пресс-релизе UAF.

Развернутый на Аляске массив антенн HAARP используют для изучения верхних слоев атмосферы и полярных сияний, взаимодействия ионосферы с мощным радиоизлучением и особенностей распространения радиоволн в этой среде. Аналогичные проекты работают в Европе и России. Все они вызывают особый интерес у конспирологов, которые заявляют, будто такие системы применяют для контроля над погодой и даже человеческим разумом.

Антенны HAARP 27 декабря впервые направят свою огромную энергию далеко за пределы атмосферы, на астероид 2010 XC15. Излучение радиотелескопов постоянно задействуют для исследования таких небесных тел, определения их траекторий, формы и других важных характеристик. Однако HAARP будет использовать для этой цели гораздо более длинные волны, с частотой всего около 9,6 мегагерца. Ожидается, что это позволит рассмотреть не поверхность астероида, а его внутреннюю структуру.

Эксперимент видят как один из элементов будущей защиты нашей планеты от астероидной угрозы. Напомним, не так давно ударный зонд NASA DART успешно продемонстрировал, как может работать подобная оборона: столкнувшись со спутником астероида Диморф, он заметно изменил его траекторию. Когда-нибудь подобные аппараты смогут сводить с опасного пути более массивные и крупные небесные тела.

Успех такого столкновения зависит от точного определения траектории астероида, угрожающего Земле, а также от правильного выбора точки приложения удара. Именно с этим выбором могут помочь наблюдения, подобные проходящим сегодня на комплексе HAARP. Отраженные с глубины 2010 XC15 радиоволны позволят ученым определить его внутреннюю структуру и распределение плотности. Возможно, когда-нибудь аналогичная работа поможет спасти если не всю планету, то множество жизней на ней.