Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
5 октября
5 134

След от удара зонда DART в астероид растянулся на десять тысяч километров

4.5

Телескоп SOAR снял длинный хвост газа и пыли, образовавшийся в результате целенаправленного столкновения космического аппарата с Диморфом.

Газопылевой хвост, снятый телескопом SOAR
Газопылевой хвост, снятый телескопом SOAR / © CTIO, NOIRLab, SOAR, NSF, AURA, T. Kareta, M. Knight, T. Rector, M. Zamani & D. de Martin

Случайное падение астероида на Землю способно привести к очень серьезной катастрофе. Шансы на это крайне малы, однако угроза остается достаточно весомой для того, чтобы ученые и инженеры разрабатывали планы по защите. Такую программу реализует NASA, испытывая возможность отклонить подобное небесное тело с пути точным ударом.

Для этого в конце 2021-го запустили космический аппарат DART, а 26 сентября этого года он успешно поразил свою цель, Диморф — крошечный спутник околоземного астероида Дидим. За столкновением и его последствиями следили десятки телескопов, а также небольшой европейский спутник LICIACube, пролет которого мимо Дидима был синхронизирован с этой операцией.

Два дня спустя после операции на Диморф и Дидим направили 4,1-метровый телескоп SOAR, работающий в Чили, в Межамериканской обсерватории Серро-Тололо. Он позволил получить изображение длинного хвоста пыли и обломков, растянувшегося за двойной системой после удара DART. Размеры хвоста на снимке достигали 3,1 угловой секунды, что позволило оценить его размеры — 10 тысяч километров. Стоит напомнить, что сам Диморф набирает лишь около 150 метров в диаметре.

«Теперь для команды DART началась новая фаза работы, — рассказал астрофизик Тедди Карета (Teddy Kareta), получивший новый снимок. — Она будет анализировать данные и наших, и других наблюдений, сделанных по всему миру, чтобы изучить это необычайное событие. Мы планируем использовать SOAR для мониторинга выбросов в течение следующих недель и месяцев».

Такая работа позволит ученым лучше понять состав и свойства Диморфа, оценить количества вещества, выброшенного в результате удара космического зонда, скорость его движения и, главное, изменения орбиты, к которым привело столкновение. А через несколько лет к Дидиму прибудет европейский аппарат Hera, который рассмотрит результаты операции с близкого расстояния.