09.03.2023
Анна Новиковская
9 296

Планета Вулкан из «Звездного пути» оказалась не планетой

5.5

Почти пять лет астрономы были убеждены, что вокруг звезды 40 Эридана А, упомянутой в сериале «Звездный путь», вращается экзопланета, которую фанаты окрестили Вулканом. Но теперь выяснилось, что это не так.

К сожалению, отныне шансов у человечества найти такую планету в системе Эридана А значительно меньше / © Кадр из сериала «Звездный путь»

В 1966 году на экраны вышел научно-фантастический сериал Star Trek, который стал культовым для нескольких поколений зрителей. Одним из главных героев оригинального сериала был Спок — инопланетянин с планеты Вулкан, вращающейся вокруг звезды под названием 40 Эридана А.

Эта звезда существует в реальности: она часть тройной звездной системы в созвездии Эридана, и в 2018 году астрономы сообщили об обнаружении у этой звезды экзопланеты, получившей официальное название 40 Эридана A b, а неофициальное — Вулкан. Но теперь, пять лет спустя, фанатов сериала ждет разочарование: похоже, никакой планеты в системе 40 Эридана А не существует.

Новое исследование ученых из NASA не ставило перед собой задачу подтвердить или опровергнуть существование Вулкана: они изучали список обнаруженных экзопланет, выбирая те, что достойны более подробного изучения. Однако при рассмотрении данных 40 Эридана A b исследователи столкнулись с некоторыми проблемами.

Дело в том, что астрономы сделали вывод о существовании Вулкана с помощью метода лучевых скоростей, в котором ученые анализируют различные длины волн света, исходящего от звезды. Однако сигнал, который исследователи посчитали признаком наличия в звездной системе планеты, в итоге оказался результатом активности на поверхности самой звезды.

Впрочем, как подчеркивают астрономы, «гибель Вулкана» (к слову, перекликающаяся с событиями медиафраншизы, где в альтернативной реальности родина Спока оказалась уничтожена в 2258 году) не означает, что в системе 40 Эридана совсем нет подходящих под его описание планет — просто мы их пока не нашли. Вдобавок существует еще множество миров, упомянутых в Star Trek, и рано или поздно объективы земных телескопов обратятся к их звездам в поисках новых планет.

Исследование опубликовано на сервере препринтов bioRxiv.