3 февраля
1 747

Марсианский метеорит указал на позднюю бомбардировку астероидами

5.3

Свидетельства интенсивной астероидной бомбардировки показывают, что молодой Марс стал достаточно комфортным для появления жизни позднее, чем считалось.

Австралийские геологи проанализировали образцы марсианского метеорита NWA 7034, найдя в них сдвоенные кристаллы циркона — улики, которые указывают на мощнейшее ударное воздействие. По-видимому, тяжелая астероидная бомбардировка продолжалась на Марсе позднее, чем думали до сих пор. А значит, Красная планета стала потенциально обитаемой тоже не слишком рано в своей истории. Об этом ученые пишут в статье, опубликованной в журнале Science Advances.

Изредка фрагменты марсианской поверхности бывают выбиты падающими телами в космос. Некоторые из них в своем путешествии достигают Земли и падают на нее. Сегодня идентифицировано несколько сотен таких марсианских метеоритов, но 320-граммовый NWA 7034 выделяется на общем фоне. Он был найден в Марокко в 2011 году и состоит из острых, угловатых, необкатанных базальтовых обломков.

NWA 7034 содержит немалое количество воды, унесенной с тогда еще, видимо, влажного Марса. А недавно Морган Кокс (Morgan Cox) из Университета Кертин в Австралии обнаружил среди прочих включений 66 частиц циркона, одна из которых сохранила свидетельства мощнейшего ударного воздействия. Ее кристаллы срослись двойниками, так что соседние кристаллические решетки соединились своими плоскостями симметрии, словно «вбитые» одна в другую.

Марсианский метеорит NWA 7034, он же «Черная красотка» (Black Beauty) / ©NASA

Такое двойникование циркона на Земле встречается лишь в местах, связанных с одним определенным воздействием: тяжелым ударом метеорита, при давлении, на мгновение доходящем до 20-40 гигапаскалей. Его примеры, в частности, обнаруживаются в образцах из кратера Чикшулуб, который образовался 66,5 миллиона лет назад и, как считается, связан с мел-палеогеновым массовым вымиранием, уничтожившим всех нелетавших динозавров. Возраст марсианского NWA 7034 оценивают в 4,45 миллиарда лет, и это заставляет внимательнее присмотреться к тому, как мы представляем себе прошлое Красной планеты.

Молодая Солнечная система оставалась полна «строительного мусора», тел, оставшихся после формирования планет. Поэтому все новорожденные миры прошли через период интенсивной бомбардировки небесными телами. Считалось, что на Марсе он закончился около 4,48 миллиарда лет назад, и планета стала достаточно спокойной и потенциально удобной для появления примитивной жизни. Однако «сдвоенная» гранула циркона свидетельствует о весьма мощном ударе, произошедшем на 30 миллионов лет позднее. А значит, и комфортный для жизни период начался здесь не так рано, как предполагали до сих пор.

«Марс подвергался ударной бомбардировке в масштабах, вызывавших массовые вымирания на Земле, — говорит Аарон Кавоси (Aaron Cavosie), один из авторов работы. — Циркон, который мы описали, дает свидетельства таких ударов и указывает, что возможности для обитаемости появились еще позднее, чем считалось, — возможно, во время, с которым связаны самые древние следы воды на Марсе, около 3,9-3,7 миллиарда лет назад».