20 января
12 260

У «Звезды Смерти» нашли свой внутренний океан

5.7

Астрономы внимательно изучили данные зонда «Кассини» и выяснили, что считавшееся безжизненным небесное тело на деле содержит жидкую воду, но отлично маскирует этот факт.

Слева Мимас, справа другой спутник Сатурна, Энцелад. У второго ранее уже был подтвержден подледный океан, отделенный от поверхности всего парой километров водного льда / ©Wikimedia Comm

В норме планеты или спутники, имеющие крупные водные океаны, неизбежно выдают их наличие внешними признаками. Например, на Европе, спутнике Юпитера, практически нет следов древних кратеров: криовулканизм и подвижки поверхностных льдов, вызванные теплом от внутреннего океана, как бы «выравнивают» внешнюю оболочку Европы со временем. На поверхности карликовой планеты Церера в Главном поясе астероидов вообще есть следы выбросов соленой воды. Поэтому традиционно считалось, что те небесные тела, у которых на поверхности нет трещин, следов выброса водяного пара или есть следы древней астероидной бомбардировки, не могут иметь внутренний океан.

Похоже, теперь ученые нашли исключение из этого правила. В данных зонда «Кассини» удалось обнаружить сведения о легких колебаниях оси вращения Мимаса — спутника Сатурна — во время его пути вокруг планеты-хозяйки.

Мимас иногда в шутку называют «Звездой Смерти» из-за огромного кратера Гершеля диаметром 135 километров. Он напоминает впадину на боевой станции «Звезда Смерти» из известного кинофильма, но есть отличия. При высоте стенок кратера в пять километров и максимальной его глубине в десять километров в центре есть «гора» высотой в шесть километров, а у «Звезды Смерти» в кино такого возвышения не было. Диаметр спутника — 396 километров, и вопрос о том, что с его орбитальными параметрами что-то не так, возник несколько лет назад, когда первые анализы данных «Кассини» показали его странные колебания.

Ранее за Мимасом уже обнаруживались неожиданный странности: высокая температура стороны, дальней по отношению к крупнейшему кратеру Гершеля. Наличие под его поверхностью океана проще объясняет разницу температур: там, где лед на океаном толще, и температуры должны быть ниже / ©Wikimedia Commons

Тем не менее по расчетам получалось, что наличие жидкого океана там как бы исключено. Чтобы поддерживать воду жидкой внутри спутника, его должна разогревать мощная приливная деформация от воздействия гравитации Сатурна. Но в этом случае мощные приливные силы должны были периодически деформировать поверхность Мимаса, выравнивая ее. А значит, древние неровности типа кратера там будут невозможны.

Исследователи из Юго-Западного исследовательского института (США) попробовали пересчитать данные зонда, чтобы проверить, возможна ли ситуация, когда приливное воздействие от Сатурна достаточно сильно, чтобы поддержать внутри Мимаса океан, но недостаточно сильно, чтобы держать его поверхность «молодой» и ровной.

Оказалось, при толщине внешней ледовой оболочки от 20 до 32 километров приливного взаимодействия действительно не хватит для сглаживания ударных кратеров. При этом внутри тела будет достаточно тепло, чтобы внутренние 300 километров Мимаса были в основном заполнены соленой водой.

Важность открытия не только в том, что сравнительно теплый внутренний океан означает возможность жизни внутри этого весьма небольшого спутника. Значимо и то, что тел таких размеров в Солнечной системе много и в других местах: например, спутники Урана в этом случае тоже могут претендовать на «океанский» статус и все ту же потенциальную обитаемость. Из-за большого удаления до них точно выяснить колебания их орбит с Земли нельзя, но будущие космические миссии способны прояснить орбитальные параметры этих тел и дать ответ на вопрос о наличии там океанов.