17.01.2019
Редакция Naked Science

Астрономы впервые наблюдали «коконы» у релятивистских струй сверхновой звезды

Близкая вспышка мощной сверхновой позволила рассмотреть ее бурное начало и показать, что ее релятивистские джеты выносят с собой «коконы» раскаленной плазмы.

cocoon0
©Wikipedia / Автор: Михаил Григорьев

Самые массивные, в десятки и более солнц, звезды гибнут, превращаясь в черную дыру. В процессе этого гравитационного коллапса они способны вспыхивать невероятно яркими сверхновыми — «гиперновыми». Из их полюсов выбрасываются релятивистские джеты летящей почти на скорости света плазмы, создавая смертоносное излучение мощных гамма-всплесков. Астрономам британского Лестерского университета удалось наблюдать первые этапы формирования такого объекта.

Вспышка SN2017iuk произошла всего в 500 световых лет от нас и отличалась не слишком интенсивным гамма-всплеском. Это позволило использовать телескопы обсерваторий GOTO и ESO и в течение 30 суток видеть саму новорожденную сверхновую на разных длинах волн. В статье, опубликованной в журнале Nature, ученые сообщают, что в первые часы разлет внешних слоев гибнущей звезды превышал 1/3 световой скорости, достигая 115 тысяч км/с, что составляет рекорд для подобных наблюдений. «Релятивистский джет пробивается из звезды, как пуля, которой выстрелили откуда-то из середины яблока, — объясняет один из авторов работы, профессор Ниаль Танвир (Nial Tanvir). — Нам впервые удалось увидеть весь этот “мусор”, выброшенный такой пулей».

И действительно, астрономы смогли подтвердить существование «кокона» раскаленной плазмы, который окружает основание релятивистского джета, — до сих пор его существование было показано лишь теоретически. Судя по составу и быстроте разлета материи на первых этапах взрыва гиперновой, питает именно вещество этого «кокона», врезающееся в межзвездную среду на огромной скорости. Впрочем, это происходит лишь в первые часы. «Кокон быстро становится прозрачным и тускнеет на фоне излучения сверхновой, которое начинает полностью доминировать три дня спустя после взрыва», — резюмируют авторы статьи.