Астрономы проследили за поведением ночных сияний в атмосфере Марса — Naked Science
07.08.2020

Астрономы проследили за поведением ночных сияний в атмосфере Марса

5.4

Орбитальный зонд MAVEN рассмотрел яркое ультрафиолетовое сияние, которое охватывает ночной небосвод на Марсе, — и заметил, что его поведение меняется в зависимости от сезона.

Экваториальные и приполярные УФ-сияния в разные сезоны на Марсе
Экваториальные и приполярные УФ-сияния в разные сезоны на Марсе / ©LASP

Несмотря на всю свою слабость и разреженность, при ближайшем изучении атмосфера Марса демонстрирует удивительно сложное поведение. В ней возникают глобальные пылевые бури и локальные вихри, состав ее меняется в зависимости от сезона, а по ночам на высоте возникает ультрафиолетовое свечение. Это излучение регистрируется и на Земле, и на Венере, и большой загадки оно не представляет — или не представляло до сих пор.

Оно вызывается проходящими в атмосфере реакциями между азотом и кислородом. На дневной стороне планеты ультрафиолетовое излучение Солнца заставляет молекулярный азот и углекислый газ распадаться с образованием свободных углерода, кислорода и азота. Высотные ветры переносят их на ночную сторону, где «воздух» охлаждается и опускается ниже. Здесь атомы N и O взаимодействуют с образованием оксида азота NO.

©LASP

Однако данные американского зонда MAVEN, который остается на орбите Марса с 2014 года, все-таки придали ночному УФ-свечению оттенок загадочности. Аппарат проводил спектрометрические наблюдения за атмосферой Красной планеты пять раз в день, на протяжении нескольких лет, что позволило проследить, как меняется распределение ночного свечения со временем. Результаты этой работы представлены в статье, опубликованной в Journal of Geophysical Research — Space Physics.