Астрономы обнаружили древнюю сверхмассивную черную дыру в окружении ранних галактик — Naked Science
02.10.2020

5.3

Ученым удалось рассмотреть сверхмассивную черную дыру, расположенную почти в 13 миллиардах световых лет, окруженную сетью потоков газа и несколькими молодыми галактиками.

Квазар SDSS J1030+0524 и его окрестности: взгляд художника
Квазар SDSS J1030+0524 и его окрестности: взгляд художника / ©ESO, L. Calçada

В активных центрах больших галактик, таких как наша, находятся наиболее крупные черные дыры, масса которых может доходить до миллионов и даже миллиардов масс Солнца. Так, сверхмассивная черная дыра Holm 15A* достигает 40 миллиардов солнечных масс. Вместе с тем остается загадкой, как и когда они успели поглотить столько материи. Предполагается, что такие черные дыры образовались в результате череды слияний черных дыр предыдущих поколений, однако наблюдения показывают, что сверхмассивные черные дыры существовали уже в ранней Вселенной.

Об очередной такой находке рассказывается в новой статье, опубликованной в журнале Astronomy & Astrophysics: астрономам удалось рассмотреть окрестности далекого квазара SDSS J1030+0524, включая сверхмассивную черную дыру и окружающие ее шесть древних галактик. Филаменты (нити) вещества вытянуты между галактиками, а от них — к дыре, питая ее ненасытный аппетит. И все это происходит на расстоянии около 12,9 миллиарда лет, то есть тогда, когда Вселенной не было и миллиарда лет.

Ученые предполагают, что такие похожие на паутину структуру образовались в молодой Вселенной под влиянием темной материи. «Галактики сохраняются и растут в местах пересечения филаментов, — объясняет Марко Миноли (Marco Mignoli), ведущий автор работы. — Потоки газа, которые питают и галактики, и центральную сверхмассивную дыру, движутся вдоль них». Общий размер этого ансамбля примерно в 300 раз больше Млечного Пути. Скорее всего, именно такие древние структуры впоследствии эволюционировали в еще более огромные скопления галактик.

Даже эта, возможно, включает их больше шести штук: астрономы надеются в будущем рассмотреть ее детальнее. Ну а эти уникальные наблюдения удалось провести с помощью радиотелескопа VLT Южной европейской обсерватории, а также гавайской обсерватории Keck II и космического телескопа Hubble.