03.08.2021
5 585

Астрономы измерили вращение белого карлика, выброшенного взрывом сверхновой

4.3

Белый карлик LP 40-365 пережил взрыв сверхновой и оказался выброшен прочь: теперь он на большой скорости устремляется прочь из Галактики и при этом медленно вращается.

©Russell Kightley

В Малой Медведице, примерно в 2000 световых годах от нас, находится белый карлик LP 40-365. Это крайне необычная звезда, практически лишенная обычных водорода и гелия и состоящая из более тяжелых элементов. К тому же она движется на большой скорости и, видимо, рано или поздно покинет пределы нашей Галактики. А недавно астрономы обнаружили, что LP 40−365 быстро вращается — это позволило лучше понять предысторию странной звезды. Об этом они пишут в статье, опубликованной в The Astrophysical Journal Letters.

Считается, что быстро летящий белый карлик LP 40-365 — продукт сверхновой типа Iax. Подобные взрывы начинаются в двойной звездной системе, один из участников которой — плотный белый карлик. Постепенно он перетягивает вещество соседа и, накопив слишком большую массу, взрывается. У сверхновых Iax взрыв не охватывает весь объем белого карлика целиком, и остатки его выбрасываются прочь на большой скорости.

Проанализировав наблюдения LP 40-365, проведенные космическими телескопами Hubble и TESS, Джей-Джей Хермес (JJ Hermes) и его коллеги заметили регулярные колебания яркости. Это показало, что скоростная звезда еще и вращается, делая полный оборот всего за 8,9 часа.

В сравнении с обычными звездами это кажется чрезвычайно быстрым: напомним, Солнце совершает оборот вокруг своей оси за 27 наших суток. Однако для белого карлика, выброшенного сверхновой, такая скорость вращения совсем невелика. Поэтому астрономы полагают, что взрыв, запустивший LP 40-365 в полет, был сравнительно слабым и, видимо, частично сохранил остатки обеих звезд погибшей системы. Возможно, когда-нибудь мы найдем и бывшую соседку LP 40-365.