Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
При строительстве мегалитов Менга древние инженеры использовали сложные научные знания
Крупнейшее в Европе мегалитическое сооружение, построенное на юге Испании в IV тысячелетии до нашей эры, возвели с учетом понимания сложных научных концепций, иначе древние строители не смогли бы определить ряд параметров, которые помогли мегалитам не разрушиться еще на этапе их доставки к месту строительства. Авторы нового исследования рассказали, какими знаниями должны были обладать древние инженеры, чтобы построить устойчивую единую структуру из камней массой в десятки тонн.
Мегалиты — сооружения из крупных камней, встречающиеся в самых разных уголках мира. В Европе такие постройки стали популярны в эпоху позднего неолита и энеолита, между V и III тысячелетиями до нашей эры. Мегалитические сооружения в основном возводили в погребальных и культовых целях.
Первые мегалитические камеры на территории Европы появились во Франции в V тысячелетии до нашей эры. Крупнейшая из них — дольмен Менга — расположена в Испании, в окрестностях города Антекера.
Каменное сооружение построили между 3600-3800 годами до нашей эры, оно представляет собой длинный погребальный курган, составленный из 32 камней. Масса самого тяжелого камня (номер пять) — 150 тонн, что в пять раза превышает массу тяжелейшего камня из Стоунхенджа (Великобритании), возведенного на 1000 лет позже.
Ученые не раз исследовали дольмен Менга, чтобы разобраться, как древним строителям удалось возвести погребальный мегалитический курган из камней весом более сотни тонн. В то время не было развитых технологий, поэтому доставить столь массивные каменные глыбы к месту строительства требовало особых инженерных хитростей и уловок.
В 2023 году в журнале Scientific Reports вышла статья международной команды ученых, в которой они рассказали о составе камней, из которых сложен дольмен Менга, а также о том, где древние строители добывали эти камни и как доставляли.
В новой научной работе команда испанских археологов, геологов и геодезистов под руководством Гарсии Санхуана (García Sanjuán) из Севильского университета заново исследовала дольмен Менга и провела геоархеологический анализ каменных глыб, чтобы выяснить, какие знания понадобились строителям для возведения такого массивного памятника.
В частности, ученые исследовали углы наклона плоскостей каждого камня, узнали приблизительный геологический возраст каждого структурного элемента и замерили глубину залегания фундамента. Свои результаты команда Санхуана представила в журнале Science Advances.
Исследователи выяснили, что дольмен Менга сложен из разновидности относительно хрупкого песчаника. Чтобы постройка не разрушилась и образовала единую нерушимую структуру, древние строители придавали камням специальную форму, которая позволяла каменным глыбам плотно прилегать друг к другу.
«Дольмен Менга чем-то напоминает тетрис. Если посмотреть на то, как идеально каждый камень прилегает друг к другу, можно подумать, что у древних строителей было правильное представление об углах, пусть и поверхностное. То есть знаниями по геометрии эти люди обладали», — пояснил Санхуан.
Кроме того, самый массивный камень дольмена Менга (номер пять, массой 130 тонн), который древние строители использовали в качестве крыши, обработали таким образом, чтобы его поверхность приподнималась в центре и опускалась ближе к краям. Этот способ позволяет правильно распределять вес, аналогично арке, повышая прочность крыши. По словам Санхуана, это первый известный случай использования принципа арки в истории человечества.
Авторы новой научной работы пояснили, что каменные глыбы, из которых сложен дольмен Менга, выставлены таким образом, чтобы во время летнего солнцестояния на стенах погребального кургана появлялись четкие световые узоры. Также в погребальной камере от разрушительного действия воды камни защищают несколько толстых слоев «тщательно взбитой» глины. По мнению руководителя исследования, все это указывает на наличие у древних строителей знаний в области архитектуры и инженерии. Строители, которые возвели дольмен Менга, обладали знаниями и в геологии: они прекрасно знали о сильных и слабых сторонах камней, которые использовали.
Исследователи заключили, что мегалитическое сооружение на юге Испании — уникальный пример творческого гения и ранней науки в неолитических обществах. Дольмен Менга разрабатывали как совершенно оригинальный инженерный проект: подобного рода сложных построек, с точки зрения науки, в Иберии и Западной Европе ученые пока не знают. Во Франции есть неолитические сооружения, которые соперничают с Менгой по размерам, но то, как именно их возводили, все еще плохо изучено.
Физики долго не могли определиться, является ли висмут топологическим материалом. Детальное исследование показало, что ученым стоит передоговориться о терминах.
Экс-спикер Минобороны Армении Арцрун Ованнисян в эфире армянского Общественного телевидения решил «развеять миф» о Второй мировой войне. В частности, он заявил, что выигрыш Сталинградской битвы был не спасением для страны. Напротив, если бы немцы победили, уверен он, была бы создана объединенная историческая Армения — куда вошли бы земли, сегодня удерживаемые Турцией. Так ли все было на самом деле?
В современном мире многие считают личный автотранспорт необходимостью. Однако отдельные семьи сознательно выбирают жизнь без автомобиля, причем делают это не из финансовых или экологических соображений, как можно было бы ожидать, выяснили израильские ученые.
В Бразилии проживает более 200 миллионов человек, немалую долю которых занимают потомки иммигрантов. Колонизация с XV по XX века считается самым масштабным переселением народов в истории. Порядка пяти миллионов человек переселились туда из Европы. Столько же насильно переместили с Африканского континента. Сегодня бразильцы — это наиболее генетически разнородная нация, и одна из самых малоизученных. Поэтому неудивительно, что новая работа по результатам полногеномного анализа населения принесла целый ряд открытий.
Сегодня исполнилось 38 лет с момента первого летного испытания последнего советского космического гиганта — сверхтяжелой ракеты-носителя «Энергия». Ее запустили 15 мая 1987 года. Технически успешный проект дошел до полностью рабочего изделия, безупречно выполнившего два испытательных полета. Но так и не дошел до летной эксплуатации по причинам, от него уже не зависевшим. А запуск ракеты прошел тогда безупречно, хотя и не без особенностей — и одним из участников этих испытаний был автор Naked Science. Но обо всем по порядку.
Споры вокруг выделения антропоцена в самостоятельную геологическую эпоху не утихли после официального отказа Международного союза геологических наук, наоборот, разожглись сильнее. Шведские геологи, придерживаясь логики союза, решили оценить легитимность других периодов кайнозойской эры и выяснили, что доказательства в пользу голоцена слабее, чем у антропоцена. Если идти дальше, то и половину ступеней кайнозоя можно откинуть.
Да, с волосами и люком все так. У космонавта Суниты Уильямс волосы на МКС плавали свободно, а у Кэти Пэрри и прочих в полете 14 апреля 2025 года — нет. Но это не значит, что суборбитального космического полета первого чисто женского экипажа не было или что он был инсценировкой. Причем, в общем-то, чтобы понять это, даже не нужно обладать специальными знаниями.
Мощнейшее отключение электроэнергии за последние 20 лет истории Европы случилось уже неделю назад, а испанские власти пока так и не объявили о его причинах. Это логично: как мы покажем ниже, ответ на вопрос, кто виноват, получится очень неполиткорректным. И, более того, противоречащим линии правящей в Испании партии. Но мы живем за тысячи километров от нее, поэтому можем себе позволить аполитичный анализ случившегося. Так что же произошло на самом деле и каковы наши шансы увидеть подобное у себя дома?
Инженеры компании UST Inc. разработали передовой рельсовый беспилотник, способный передвигаться на скорости до 500 километров в час. Юнибус U5-75304 предназначен для перевозки пассажиров и может в перспективе заменить среднемагистральную авиацию. Давайте узнаем, как конструктивные особенности обеспечивают продолжительное движение на больших скоростях, комфорт и безопасность пассажирам.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии