Антропологи показали, что австралопитеки сохраняли обезьянью ловкость в лазании — Naked Science
23 апреля

Антропологи показали, что австралопитеки сохраняли обезьянью ловкость в лазании

5.2

Анатомия костей плечевого пояса австралопитека Литтл Фут показала, что эти наши далекие предки могли как ходить по земле, так и лазать по деревьям.

©Ron Clarke

В конце прошлого века в ЮАР обнаружили останки необычного австралопитека, получившего прозвище Литтл Фут (Little Foot, «маленькая стопа»). Практически полный скелет датирован возрастом 3,67 миллиона лет и принадлежал самке, по предложениям некоторых антропологов, отдельного вида Australopithecus prometheus, пока неизвестного по другим находкам. Судя по расположению затылочного отверстия, она уже передвигалась вертикально, хотя размеры мозга оставались втрое меньше, чем у современного человека.

Медленное и чрезвычайно осторожное извлечение останков Литтл Фут из камня продолжается. Авторы новой статьи, опубликованной в Journal of Human Evolution, исследовали анатомию ее плечевого пояса — кости лопаток и ключиц. Оказалось, несмотря на определенную степень прямохождения, эта самка чрезвычайно активно и ловко лазала по деревьям.

©Amanda Frataccia

Форма и сочленение костей плечевого пояса позволяли Литтл Фут совершать верхними конечностями движения, недоступные при анатомии человека разумного. Их строение ближе не к нашему, а к современным человекообразным, таким как гориллы. О том же говорит строение ее верхних позвонков, которые были изучены ранее и, как оказалось, позволяли держать и поворачивать голову так, как это свойственно древолазающим приматам.

Эти различия чрезвычайно важны, поскольку Литтл Фут жила именно в то время, когда наши предки «слезали с деревьев», переходя к прямохождению. Незадолго до того их эволюционная линия разошлась с линиями шимпанзе и бонобо. И скелет австралопитека — уже ходившего на двух ногах, но еще способного прятаться и (или) кормиться в на ветках — показывает, как происходил этот процесс. «Это было ключевым вопросом для того периода нашей эволюционной истории», — отметил ведущий автор работы, Кристиан Карлсон (Kristian Carlson) из Университета Южной Калифорнии.

В космическом ведомстве США хотят продлить эксплуатацию станции как минимум на десять лет. Ранее сообщалось, что от проекта могут отказаться в середине десятилетия.

Россия прекратила техническое проектирование сверхтяжелого носителя, который хотели использовать для полетов на Луну. Ранее сообщалось, что в этом могут задействовать ракеты «Ангары-А5В» и «Союз-2.1а».

Ученые из Центра исследований молекулярных механизмов старения и возрастных заболеваний МФТИ изучили имеющиеся данные о процессе разделения жидких фаз в клетках. Биофизики предположили, что существует взаимосвязь между разными процессами разделения жидкостей, а последовательность разделений передает сигнал от внешней среды внутрь клетки. Понимание процесса разделения фаз может помочь в изучении причин некоторых болезней.