23.12.2018
Редакция Naked Science

Окаменелости Литтл Фут объяснили эволюцию мозга у гоминид

Благодаря хорошо сохранившимся останкам одной из самых известных на сегодня представительниц древних людей — австралопитека Литтл Фут — ученые смогли изучить строение ее мозга и сравнить новые данные с уже доступной информацией.

litfo

Первое детальное сравнительное описание внешней нейроанатомии окаменелостей Australopithecus prometheus возрастом 3,67 миллиона лет, также известного как Литтл  Фут, показал, что мозг этого древнего родственника человека представляет собой мозаику из черт, присущих приматам (увеличенная зрительная кора и уменьшенная теменная ассоциативная кора) и человеку (асимметричная структура и строение срединных менингеальных сосудов). Исследование описано в статье журнала Journal of Human Evolution.

«Наша способность воссоздавать особенности мозга ранних гоминид была ограничена очень фрагментарной природой окаменелостей, — говорит доктор Амели Буде из Университета Уитуотерсрэнд в ЮАР. — Эндокран Литтл Фут сохранился в исключительном состоянии в относительно полном виде, что позволило нам исследовать наши корни подробнее, чем когда-либо прежде».

Эндокран показал, что мозг Литтл Фут был асимметричен с выраженной затылочной петалией. Другие структуры мозга — вроде увеличенной зрительной коры — указывают на то, что мозг особи, скорее всего, обладал особенностями, которые были больше присущи нашему общему с шимпанзе предку.

Результаты сканирования мозга Литтл Фут / © Beaudet et. al

Ученые сравнили эндокран Литтл Фут с окаменелостями десяти других особей южноафриканских гоминид из Макапансгата, Малапы, Стеркфонтейна и Сварткранса, принадлежащими Australopithecus sp. и Paranthropus sp. (возрастом от полутора до трех миллионов лет).

«Внутричерепной объем Литтл Фут был на нижней границе среди австралопитеков, что соответствует значительному возрасту особи и ее месту среди других ранних окаменелостей австралопитеков из Восточной Африки», — объясняют исследователи.

Команда также обнаружила, что сосудистая система австралопитеков была намного сложнее, чем считалось прежде, что поднимает новые вопросы о метаболизме мозга того времени. Однако это может соответствовать одной из предыдущих гипотез, предполагающей, что внутричерепная сосудистая система у австралопитеков была ближе к современным людям, чем у более геологически молодого вида парантропов.

«Это означало бы, что даже если мозг Литтл Фут отличается от нашего, сосудистая система, позволяющая крови циркулировать (перенося кислород) и способная контролировать температуру мозга (эти свойства крайне важны для развития большого и сложного мозга), могла уже существовать в то время, — объясняет доктор Боде. — Учитывая геологический возраст более трех миллионов лет, мозг Литтл Фут указывает на то, что более молодые гоминиды со временем развили большую сложность в некоторых структурах мозга — возможно, в ответ на возрастающее давление окружающей среды примерно 2,6 миллиона лет назад».