Этот пост добавлен пользователем в раздел «Сообщество». Как это сделать — читайте в нашем гайде.

Космические концепты NASA, которые оказались невозможными в реализации

Пять впечатляющих концептов, которые зачахли на корню из-за огромной стоимости или  технологической невозможности реализации этих проектов, представлены ниже.

Мобильная лаборатория (MOLAB) / ©NASA

1. В начале 1960-х годов, во время подготовки к предстоящим полетам «Аполлонов» на Луну, NASA рассматривало различные варианты того, как астронавты смогут исследовать лунную поверхность. Среди концептов была амбициозная мобильная лаборатория, сокращенно MOLAB. Большой четырехколесный ровер, помимо обеспечения мобильности, должен был стать временной средой обитания для астронавтов и одновременно служить научной лабораторией. Прототип был построен и испытан в пустыне Нью-Мексико, но при массе около 4 тонн MOLAB, построенный GM, был очень громоздким; доставить его на Луну было бы нелегко и недешево. В итоге прототип был передан Геологической службе США, которая использовала его для картирования месторождений полезных ископаемых и взятия проб грунта.

Инженеры за работой над ядерной ракетой в 1964 году / ©NASA

2. С 1955 по 1973 год Соединенные Штаты пытались разработать ядерную ракету для использования в длительных полетах. Программа достигла предпоследнего этапа – создания ядерного двигателя для ракетных летательных аппаратов (NERVA). Двигатель второго поколения NERVA был создан и испытан на земле, но программа была прекращена до проведения испытаний в полете.

Концепт продвинутой космической среды обитания / ©Rick Guidice/NASA

3. После успеха лунных миссий, NASA обратило взор на перспективу создания внеземных колоний. В 1975 году космическое агентство предложило экспертам и художникам возможность поделиться своим видением того, как могут выглядеть космические колонии. В результате были разработаны смелые концепции, включая космические среды обитания, в которых 10 000 человек могли бы «работать, воспитывать семьи и жить нормальной человеческой жизнью». Кольцеподобные среды обитания будут имитировать гравитацию, что позволит строить традиционные дома, монорельсы, выращивать деревья, траву, создать водоемы и заниматься сельским хозяйством. Была надежда, что некоторые среды обитания могут появиться уже в 1990-х годах, но эти идеи, хотя и были прекрасными, оказались слишком сложными с технологической точки зрения.

Схема, показывающая конструкцию межзвездного зонда / ©NASA

4. В 1988 году NASA совместно с Ассоциацией космических исследований университетов представило предварительный проект зонда для исследования Альфы Центавра, расположенной на расстоянии 4,37 световых лет от Земли. Зонду массой 440 тонн без экипажа потребуется всего 100 лет, чтобы достичь ближайшей к нам звездной системы, но «для того, чтобы эта миссия стала возможной, необходимо разработать несколько технологий», как признали авторы предложения. К ним относятся «импульсный термоядерный микровзрывной привод» и термоядерный реактор с длительным сроком службы, способный вырабатывать 300 кВт энергии. Реактор зонда также должен был питать его систему связи, что позволило бы ему передавать данные о свойствах межзвездной среды, невидимых особенностях Альфы Центавра и более точные астрометрические данные о положении, движении и светимости звезд. К сожалению, проект Longshot, как его называли, был именно таким – долгосрочным, и технология, необходимая для миссии, оставалась недосягаемой.

Orbital Sciences X-34 / ©NASA

5. Спейс Шаттл представлялся дорогой в будущее. Стремясь вывести программу на новый уровень, NASA начало изучать обновленные концепции многоразовой космической транспортной системы, что и было сделано в начале 1990-х годов. Кульминацией этих усилий стал Orbital Sciences X-34, прототип для тестирования недорогого многоразового транспортного средства и проведения экспериментов в суборбитальном полете. Проект X-34 был близок к завершению в 2001 году, но программа была свернута из-за проблем с бюджетом.