Тайны «огненной звезды»: главные загадки Марса — Naked Science

Тайны «огненной звезды»: главные загадки Марса

Китайские астрономы называли Марс «огненной звездой», и до сих пор этим огнем подогреваются научные страсти, кипящие вокруг планеты. Даже после того, как десятки исследовательских аппаратов были направлены к Марсу, многое о нем остается неизвестным. Space.com составил рейтинг самых интригующих марсианских тайн.

14610417077_41175d5d99_b
Почему у Марса два «лица»?

Ученые десятилетиями ломают головы, пытаясь понять причины различий между сторонами Красной планеты. Северное полушарие Марса – плоское, с обилием низменностей, почти гладкое – одно из самых «ровных» мест в Солнечной системе. Предположительно, это произошло из-за того, что когда-то здесь текла вода. Зато южная часть Марса, неровная и изрытая большими кратерами, примерно на 4–8 км выше северной стороны. Последние данные говорят о том, что такое различие между частями планеты могло быть вызвано ударом гигантского астероида.

Откуда на Марсе метан?

Метан – простейшая органическая молекула – был впервые обнаружен в 2003 году аппаратом Mars Express Европейского космического агентства. Источником метана на Земле являются, в частности, крупный рогатый скот, рисовые поля, а также лесные пожары. Возраст стабильного присутствия метана в марсианской атмосфере составляет примерно 300 лет, поэтому то, что произвело его там, сделало это не так уж давно. Впрочем, оставив в стороне предположения о марсианских коровах, можно рассматривать версию и небиологического происхождения метана. К примеру, источником его может быть вулканическая активность. В 2016 году ESA планирует запустить к Красной планете аппарат ExoMars, который как раз должен выяснить происхождение состава марсианской атмосферы.

Есть ли на Марсе вода?

Существует много доказательств того, что когда-то на Марсе присутствовала вода в жидком состоянии. Однако остается открытым вопрос: существует ли она на планете сейчас? Атмосферное давление на Марсе очень низкое (составляет примерно одну сотую от земного) для того, чтобы на его поверхности текла вода. Однако темные узкие линии на марсианских склонах намекают, что, возможно, по весне с них стекают потоки соленой воды.

А океаны?

Многочисленные миссии подтвердили, что когда-то климат планеты был достаточно теплым и влажным. В пользу этого говорят следы возможных океанов, намеки на дельты рек и отшлифованные, словно водой, минералы. Однако современная модель марсианской истории не может объяснить, каким образом на планете был такой теплый климат в то время, когда Солнце было намного слабее. Есть даже мнение, что Марс когда-то был холодным и влажным. А все эти следы, возможно, были созданы ветром или другими природными явлениями.

Где прячутся марсианские обитатели?

Это, безусловно, марсианская загадка номер один, берущая начало еще с тех времен, когда на поверхность планеты приземлился Viking 1 Американского космического агентства (добавим, справедливости ради, что первую посадку на планету все же осуществил в 1971 году созданный в СССР «Марс-3»). Viking осуществил тогда первую и на сегодняшний момент единственную серьезную попытку обнаружить следы жизни на Марсе. Результаты этих поисков ученые обсуждают до сих пор. Аппарат обнаружил органические молекулы: метилхлорид и дихлорметан. Однако научно признать их было невозможно из-за загрязнения проб земными компонентами – очистительной жидкостью, использованной на корабле еще до его отправки на Марс. Общее мнение состоит в том, что поверхность Красной планеты является враждебной для любых форм жизни. Тем не менее, на Земле в экстремальных условиях некоторые организмы чувствуют себя довольно неплохо. И если на Марсе когда-то была вода (а может, есть и сейчас), шансы на то, что там есть жизнь, возрастают.

Есть ли в земной жизни марсианские следы?

В свое время в Антарктиде были обнаружены метеориты, имеющие, как полагают ученые, марсианское происхождение. Напомним, из более чем 24 тыс. метеоритов, найденных на Земле, марсианскими считаются 34. Изучая эти метеориты, ученые обнаружили микроскопические структуры, напоминающие следы колоний микробов. И хотя позже исследователи предположили химическое, а не биологическое происхождение странных находок, споры вокруг них продолжаются до сих пор. Слишком заманчиво звучит теория о том, что жизнь на Землю занесли метеориты с Марса.

Могут ли люди жить на Марсе?

В 1969 году NASA впервые запланировало отправить человека на Марс в 1981 году и к 1988 году основать там первую колонию. Силы были переоценены. Как оказалось, путь на Марс тернист и сопровождается рядом проблем: вопросы продовольствия, воды и кислорода, пагубные последствия микрогравитации, потенциальные опасности, такие как пожар и радиация, и так далее. Но люди не падают духом. В нынешнем году шестеро добровольцев стали участниками проекта Mars 500, имитирующего марсианские условия на Земле. Другие волонтеры становятся в очередь, чтобы совершить путешествие на Марс. Единственная возможность узнать точный ответ на этот вопрос – отправить людей на Красную планету. Что, надеемся, и произойдет в ближайшие десятилетия.