Марсианская ривьера: древний океан на Марсе? — Naked Science

Марсианская ривьера: древний океан на Марсе?

mars-ocean-full-130716

Благодаря марсоходу «Кьюриосити», теперь мы знаем, что на древнем Марсе было достаточно много воды, текущей по его поверхости. Однако данные о крупных водоемах — в том числе и океанах — было сложно собрать. Используя орбитальные данные в высоком разрешении, ученые Калтеха нашли старую дельту реки, впадающей в большой водоем. По крайней мере, они так считают на данный момент. Добро пожаловать на ривьеру Эолис (Aeolis Riviera) — самое убедительное доказательство береговой линии Марса.

Aeolis Dorsa — это обширная равнина примерно в тысячи километрах к востоку от кратера Гейла, где в настоящее время копается «Кьюриосити» под руководством NASA. Команда исследователей из Калифорнийского технологического университета, используя данные камеры HiRISE с MRO, обнаружила дельту реки, впадающей в бассейн древнего океана, по предварительным данным.

«Ученые давно предполагали, что северные низменности Марса — это высохшее дно океана, но пока никто не нашел достоверных улик», — рассказал Майк Лэмб, доцент кафедры геологии в Калтехе. Исследования были опубликованы в журнале Geophysical Research.

Считается, что крупные регионы северного полушария красной планеты когда-то были покрыты водой, поскольку большинство суши находится на более низком уровне, чем в южном полушарии. Именно там можно обнаружить следы древних крупных водоемов. Но по прошествии множества лет доказательства так глубоко «ушли под воду», что идентифицировать водоемы будет невероятно сложно.

Анализируя местность в зоне Aeolis Dorsa, исследователи отметили ряд перевернутых каналов. На Марсе эти хребты были подняты, скорее всего, отложением камней и других материалов, сносимых потоком воды вниз. Скалы остались надолго после того, как реки иссякли. Теперь они позволяют проследить за ходом древних марсианских рек.

Глядя вниз с орбиты MRO смог зафиксировать жилки, выступающие структуры и построить карту древней дельты реки, впадающей в Эолис Дорса.

На Земле дельты рек образуются в устьях рек, входящих в моря и океаны. Дельта Нила — классический пример того, когда вода из реки впадает в Средиземное море. Осадочные породы в устье Нила создали многоканальные разветвления, внезапно впадающие в море.

Тем не менее, понять, каким образом вода текла на древнем Марсе на примере «ривьеры», может быть нелегко. Вдруг вода текла в обратную сторону? Вдруг это вовсе не дельта? Она может быть обращена назад — и тогда несколько ручев и небольшая река будут впадать в большой канал.

Этот окунеобразный маколор появился на свет в последние годы Великой депрессии, пережил Вторую мировую войну и, таким образом, получил титул долгожителя среди обнаруженных на сегодня рифовых рыб.

История одного из главных научных инструментов человечества завершилась сегодня, 1 декабря. Сбылись самые мрачные опасения пытавшихся сохранить радиотелескоп «Аресибо» инженеров — огромный облучатель рухнул на главное зеркало.