08.11.2015
Редакция Naked Science
31 720

Поедатели человеческой плоти: от ушных червей до цитотоксических пауков

3.7

Как раз сейчас 56-летний австралиец борется за свою жизнь после того, как заразился редким плотоядным «жучком», превратившим его бедра и живот в одну кровоточащую рану. Состояние мужчины в медицине известно как некротический фасциит.

личинки
©Wikipedia / Автор: Артем Фомин

Это инфекция, вызываемая бактериями Streptococcus pyogenes. Некоторые штаммы этих бактерий являются потенциально смертельными, но не только они могут пожирать человеческую плоть изнутри. Самые страшные вредители, превращающие человека в свой обеденный стол, – в материале Naked Science.

Атака стрептококков

Австралиец, атакованный стрептококком, не одинок. Ежегодно в мире многие люди заболевают от патогенного стрептококка группы «А» (Group A Streptococcus). Как правило, бактерии попадают в организм через открытые раны и вызывают разрушение тканей непосредственно под кожей, перерастающее в газовую гангрену. Зараженной оказывается соединительная ткань, окружающая кровеносные сосуды, мышцы и нервы человека. Наиболее часто болезнь атакует конечности и зону промежности. Ежегодно только в одной Австралии регистрируют около 400 заболевших некротическим фасциитом. По данным медиков, 25-30% людей погибают в борьбе с пожирающей плоть инфекцией.

Мухи любят ухо

В 2013 году британская туристка привезла с собой из Перу неприятный сувенир – полное ухо плотоядных личинок. Когда врач достал непрошеных переселенцев из уха женщины, он определил их как личинок мясной мухи (Cochliomyia hominivorax), которые являются «коренными» обитателями Северной и Южной Америки. Самка мясной мухи откладывает яйца в плоть теплокровных животных – в первую очередь речь идет о ранах на теле скота, пупках новорожденных животных или естественных отверстиях в теле человека. Вылупляться личинки начинают в течение 24 часов, активно питаясь телом и естественными жидкостями своего носителя. Эти личинки покрыты специальной «резьбой», позволяющей им вкручиваться в плоть наподобие шурупов-саморезов. Вернувшейся из Перу туристке крупно повезло. Она вовремя обратила внимание на симптомы: «царапающие» звуки в голове и «стреляющие» вспышки боли по обе стороны лица. На память о пережитых приключениях у женщины осталась лишь небольшая дырочка в ушном канале.

«Подарок» от овода

Еще одним подкожным врагом человека являются личинки овода Dermatobia hominis, вызывающие мучительную болезнь – дерматобиаз. Правда, в отличие от мясной мухи яйца «внедряют» человеку отнюдь не самки овода. Насекомое использует для этого носителя, к примеру, клеща или комара, передавая яйца ему. Комар или клещ затем кусает человека, награждая его неприятным подарком от Dermatobia. Процесс достаточно интересен: когда, допустим, зараженный комар приземляется на кожу человека, яйца реагируют на температурные изменения и происходит некий «сброс бомб» – будущие личинки устремляются в нового носителя через место укуса. Под кожей человека яйца, а затем личинки находятся примерно 8 недель, превращаясь в полноценных насекомых. Внешне это выглядит как огромные гнойные фурункулы. При этом есть верное средство борьбы с «захватчиком». Гнездо личинки под кожей нужно покрыть лаком для ногтей. Насекомое задохнется, после чего его можно легко извлечь из человеческого тела.

Отшельник придет с некрозом

Если вы не любите пауков, у вас появится шанс возненавидеть их еще больше, когда вы узнаете о пауке-отшельнике. Как правило, пауки вместе с укусом впрыскивают своим жертвам нейротоксин, способный блокировать нервные импульсы человека вплоть до паралича. Однако есть виды пауков, впрыскивающих жертвам токсины, способные вызвать некроз и гибель живых тканей. В вооружении коричневого паука-отшельника (Loxosceles reclusa) имеется цитотоксический яд, приводящий к отмиранию ткани на месте укуса. Заживают такие укусы по несколько лет, а на их месте остаются рубцы. Иногда яд может перейти на внутренние органы и привести к летальному исходу. Впрочем, по данным ученых, лишь 10% укусов этого паука вызывают некроз. Гораздо чаще отмирание тканей сопряжено с деятельностью разрушающих их бактерий в месте паучьего укуса. Ученые считают, что многие диагностированные после укуса отшельника некрозы на самом деле могут быть связаны с гангреной или болезнью Лайма.