10 самых необычных грибов — Naked Science
05.11.2014

10 самых необычных грибов

Одними из самых необычных грибов в мире считаются ежевик гребенчатый, сигара дьявола, головач гигантский и другие.

люминисцентные
Люминесцентный гриб

Chlorophos Mycena по праву может занимать первое место в нашем списке. Вы думали, что неоновые грибы могут расти разве что на планете Пандора из фильма «Аватар». К счастью, их необыкновенным сиянием можно насладиться и на Земле. Правда, для этого придется отправиться в Японию или Бразилию. Именно там в сезон дождей из пылающих спор появляются на свет божий эти удивительные зеленые грибы. О том, съедобны или нет эти грибы — неизвестно. Это и понятно, мало кто отважится подать к столу такое светящееся блюдо. Если же все-таки надумаете их искать — советуем смотреть у основания стволов деревьев, рядом с упавшими или срубленными ветками, кучами листвы или просто на сырой почве. Не забудьте дождаться ночи и наслаждайтесь самым красивым освещением из когда-либо созданных Ее Величеством Флорой.

Биолюминесценция — одна из самых странных и необыкновенных способностей живых организмов светиться. Основывается на химических процессах, энергия, которая высвобождается при этом, выделяется в форме света. Биолюминесценцией обладают, например, светлячки и многие виды медуз.

Голубой гриб

Не менее прекрасен другой представитель царства грибов — Entoloma hochstetteri. Произрастает он в Индии и Новой Зеландии. У этого гриба цвета лазури есть красноватые споры, все остальное его тело полностью голубое. Такой цвет грибу придает пигмент азулин, встречающийся также у некоторых видов морских беспозвоночных. Не советуем, впрочем, готовить эту красоту на ужин — гриб несъедобен, хотя токсичность его изучена мало.

Голубой гриб / ©Flickr

Кровоточащий зуб

Или Гиднеллум Пека (Hydnellum peckii). А вот эту устрашающую массу съесть не захочется никому. И очень хорошо, что не захочется — гриб невероятно горек на вкус. Гиднеллум Пека более распространен, чем светящиеся или голубые грибы — его можно найти осенью в хвойных лесах Северной Америки, Тихоокеанском Северо-Западе, в Европе, Иране и Корее.

Кровоточащий зуб / ©Flickr

Птичье гнездо

Существует и такой гриб — это Nidulariaceae. Этот плесневелый гриб встречается в основном в Новой Зеландии. Форма, благодаря которой гриб получил свое название, — это оригинальное решение для распространения спор. В яйцах-спорах накапливается дождевая вода, в конце концов, такое «яйцо» прорывается и выстреливает спорами на расстояния до 1 метра.

Птичье гнездо / ©Flickr

Ежевик гребенчатый

А вот этот гриб (Hericium erinaceus), похожий на собаку породы бобтейл, кушать можно. Да и произрастает он не так далеко от наших краев — в Амурской области, Хабаровском и Приморском крае, на севере Китая, в предгорьях Кавказа и в Крыму. По вкусу он напоминает… мясо креветок. Используется этот гриб и в медицинских целях — для повышения иммунитета, лечения хронического гастрита, рака пищевода, желудка и лейкемии. Встречается в лиственных лесах с августа по октябрь, но, увы, редок, поэтому даже занесен в «Красную книгу» Приморья и Еврейской АО. Поэтому ежевик гребенчатый часто выращивают искусственно.

Ежевик гребенчатый / ©Flickr

Головач гигантский

Перед вами не яйцо динозавра, а гриб, который тоже может порадовать заядлых грибников — он съедобен. Правда, лишь в молодом возрасте, когда мякоть его еще упругая и белого цвета (по мере созревания мякоть становится желтой, а еще позже — бурой). Зато уж, если вы нашли такой гриб, дальше можно уже ничего не искать — он заполнит всю корзину. Размеры Calvatia gigantea из семейства шампиньоновых достигают 50 см в диаметре. Хоть и нечасто, но его можно найти на опушках лиственных и смешанных лесов, на полях, лугах, в степях, и даже в садах и парках. А еще споры этого гиганта очень ценятся в медицине — чистые культуры этого вида обладают высокоэффективным противоопухолевым средством.

Головач гигантский / ©Flickr

Сигара дьявола

Этот гриб не только обладает оригинальным названием (официальное — Chorioactis geaster), но считается чуть ли не самым редким грибом на планете. Его еще называют «звезда Техаса», потому что он был найден только здесь — в центральной части этого штата и еще в двух местах в Японии. Пока споры находятся внутри — гриб представляет собою нечто вроде коричневой капсули, действительно, чем-то напоминающей сигару. После того, как гриб раскрывает споры — он становится похож на звезду или обычный цветок, вроде тех, что растут на кактусах. Сигара дьявола — единственный в мире гриб, который издает свистящий звук при выбрасывании спор. Может быть, поэтому гриб приобрел столь зловещее название?..

Сигара дьвола / ©Flickr

Мутинус собачий

Мало того, что этот гриб имеет малопривлекательное название, так и еще и выглядит… как-то неприлично. Это и понятно, ведь название этого гриба — Mutinus caninus происходит от римского фаллического божества Mutinus Mutunus, что в переводе означает «как собака». Самое смешное заключается в том, что он съедобен, правда, только в молодом возрасте, когда находится еще в яйцевидной оболочке и не выглядит столь вызывающе. Несмотря на то, что гриб занесен в «Красную книгу», его, хоть и очень редко, можно найти с июля по октябрь в Карелии, Ленинградской, Ставропольской и Томской областях, Приморском и Краснодарском крае, в Эстонии, Литве, Украине, Грузии и Армении, а также Северной Америке. Любит гнилую древесину, пни, древесные опилки.

Мутинус собачий / ©Flickr

Морской гриб

Если вы никогда не видели этот гриб, значит, вы не были в Австралии, потому что именно там Aseroe rubra довольно распространен. Этот гриб тоже относится к тем видам, которые и на грибы-то совсем не похожи — при встрече с ним вы, скорее всего, подумали бы, что этот какой-то диковинный заморский цветок, вроде стапелии, которая растет у вас на подоконнике или самого гигантского в мире цветка — раффлезии («трупной лилии»). Помимо того, что все эти растения похожи внешне, они еще и пользуются «услугами» мух: цветы — для переноса пыльцы, австралийский гриб — для переноса спор. Дело в том, что и стапелия, и раффлезия, и морской гриб, источают запах тухлого мяса, который и привлекает мух.

Морской гриб / ©Flickr

Земляная звезда

Или Geastrum rufescens напоминает привычные всем нам грибы-пыхи (дождевики), и отличается в основном лишь наличием «звезды»-подложки, которая раскрывается сразу же, как только гриб появляется из-под земли. Несъедобен.

Земляная звезда / ©Flickr