25.04.2017
Редакция Naked Science
1 090

Японцы испытали антидепрессант для устойчивых к СИОЗС

Японские ученые обнаружили, что новый агонист 5-HT3R-рецепторов превосходит антидепрессантные свойства селективного ингибитора обратного захвата серотонина (СИОЗС) флуоксетина в рамках терапии депрессии у мышей.

b8_neuron

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), во всем мире от депрессии страдают около 350 миллионов человек. К антидепрессантам первой линии относят СИОЗС, механизм действия которых основан на блокировании обратного захвата серотонина нейронами, что теоретически повышает уровень нейромедиатора и улучшает настроение пациента. Однако часто препараты этого типа не приводят к ремиссии, поэтому ученые ищут альтернативные способы терапии заболевания. Прошлые работы показали, что антидепрессантные эффекты могут зависеть от процессов взрослого нейрогенеза: так, при успешном лечении СИОЗС стимулируют пролиферацию нейрональных клеток-предшественников в зубчатой извилине гиппокампа. При этом мишенью таких веществ, например флуоксетина, выступают метаботропные 5-HT1AR-рецепторы.

В 2015 году специалисты из Университета Осаки выяснили, что антидепрессантным действием также обладают агонисты 5-HT3R-рецепторов, экспрессирующихся в гиппокампе, амигдале и префронтальной коре, но, в отличие от мишеней СИОЗС, имеющих другие структуру и функции. Точная роль 5-HT3R-рецепторов неизвестна, предполагается, что они участвуют в регуляции когнитивных и эмоциональных процессов. Чтобы уточнить молекулярные механизмы агонистов этих рецепторов, авторы новой статьи сравнили их эффекты с флуоксетином. На первом этапе исследователи вывели мышей с недостатком 5-HT3R-рецепторов, после чего ввели им и здоровым особям SR 57227A (гидрохлорид 4-амино-1-(6-хлоро-2-пиридин)-пиперидина), флуоксетин или смесь препаратов.

Схема действия агониста / ©M. Kondo et al., Molecular Psychiatry, 2017

После оценки двигательной активности ученые провели анализ крови и изучили нейроны гиппокампа животных с помощью иммунохимического окрашивания и оптического микроскопа. Дополнительно они изучили динамику влияния препаратов in vivo методом микродиализа: для этого в вентральный гиппокамп живых мышей вводили зонд и делали инъекции агониста 5-HT3R-рецепторов, флуоксетина или физиологического раствора. Результаты показали, что агонист оказал значительное антидепрессантное воздействие на животных (они раньше проявляли двигательную активность при подвешивании за хвост) независимо от введения флуоксетина. При этом экспериментальное соединение не оказало влияния на здоровых особей, двигательная активность которых возрастала после инъекций СИОЗС.

Эффект агониста сохранялся в течение трех недель и был более ранним и выраженным, чем у флуоксетина: так, значительный рост пролиферации нейрональных клеток-предшественников в гиппокампе экспериментальной группы наблюдался уже спустя три дня после обработки. Несмотря на то, что сочетание с флуоксетином усиливало эффект, авторы отмечают, что полученные данные свидетельствуют о высоком самостоятельном воздействии агониста. Примечательно, что нейроны, которые экспрессировали 5-HT3R-рецептор, также экспрессировали инсулиноподобный фактор роста 1 (IFG1) — белок, участвующий в регуляции дифференцировки и развития клеток. При этом активация IFG1 оказалась необходима для пролиферации клеток, связанной с 5-HT3R-рецептором.

Статья опубликована в журнале Molecular Psychiatry.

Антидепрессивным действием обладают не только полусинтетические препараты. Ранее международная группа ученых показала, что повышать настроение способна пресная вода с высоким содержанием дейтерия.