27.02.2018
Редакция Naked Science

Вспышки на Проксиме Центавра могли уничтожить жизнь на ближайшей к Земле экзопланете

Группа астрономов зарегистрировала сильную вспышку активности на Проксиме Центавра, ближайшей к Солнцу звезде, произошедшую в марте прошлого года. Такие вспышки ставят под сомнение возможность существования жизни на ближайшей к нам планете вне Солнечной системы.

180226103341_1_900x600

Повторный анализ данных, полученных в прошлом году с помощью радиотелескопа ALMA, проведенный группой ученых под руководством астрофизиков из Института Карнеги, обнаружил произошедшую в марте прошлого года яркую вспышку на Проксиме Центавра, красном карлике и ближайшей к Земле (после Солнца) звезде. На пике светимости интенсивность излучения нашего ближайшего звездного соседа в 10 раз превысила самые яркие из когда-либо наблюдавшихся в том же диапазоне солнечных вспышек. Всего за десять секунд яркость звезды увеличилась в тысячу раз. Большой вспышке предшествовала другая, послабее; вместе они продолжались меньше двух минут.

Звездные вспышки происходят, когда колебания энергии магнитного поля звезды разгоняют электроны до скоростей, близких к скорости света. Ускоренные магнитным полем электроны взаимодействуют с другими заряженными частицами плазмы, составляющей большую часть вещества звезды; это взаимодействие приводит к выбросам вещества с поверхности звезды, сопровождаемое интенсивным излучением во всех диапазонах электромагнитного спектра.

«Весьма вероятно, что Проксима b, экзопланета, которая вращается вокруг Проксимы Центавра, во время вспышки получила огромную дозу радиации», – объясняет МакГрегор, добавляя, что ученые и раньше знали о том, что планету периодически достигает рентгеновское излучение ее звезды, хотя и меньшей интенсивности. За несколько миллиардов лет, которые прошли со времени формирования Проксимы b, вспышки, подобные мартовской 2017 года, могли полностью лишить планету атмосферы, жидкой воды и уничтожить любую жизнь, если бы она зародилась на планете, считают авторы новой работы. Впрочем, ученые и раньше подвергали сомнению возможность жизни возле красных карликов, в частности из-за того, что звезды этого типа не дают достаточного для зарождения жизни количества ультрафиолета.

Со дня открытия в августе 2016 года Проксима b вызывает огромный интерес астрономов и планетологов, в первую очередь потому, что находится в так называемой зоне обитаемости своей звезды. Их разделяет всего 7,3 млн километров (для сравнения, от Земли до Солнца 149,5 млн км), однако красный карлик Проксима Центавра намного холоднее нашей звезды, поэтому даже на таком относительно небольшом расстоянии на экзопланете, согласно расчетам, может существовать жидкая вода – непременное условие для зарождения жизни в известной нам форме.

В ноябре этого года ученые, основываясь на тех же данных телескопа ALMA, заключили, что вокруг Проксимы Центавра существует диск из пыли и газа, похожий на пояс Койпера в Солнечной системе за вычетом его крупных объектов. Тогда среднюю яркость звезды за несколько месяцев наблюдения (с учетом вспышки) объяснили рассеянием излучения на молекулах газа и частицах пыли кольца; тогда же ученые предположили, что кроме экзопланеты Проксима b вокруг звезды вращается еще одно или несколько плотных каменистых тел. Но МакГрегор и ее коллеги отмечают, что если рассматривать не среднюю светимость звезды, а ее динамику, то можно заметить яркую вспышку и отказаться от предположения о газопылевом кольце и других планетах или астероидах вокруг Проксимы Центавра.

Статья МакГрегор и ее коллег готовится к публикации в журнале Astrophysical Journal Letters, препринт опубликован в репозитории arXiv.org.