Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
03.11.2017
Редакция Naked Science

У соседней звезды нашлись пылевые кольца и неизвестный объект

Вокруг ближайшей к Солнцу звезды, Проксимы Центавра, вращается не только планета, но и несколько холодных колец пыли и астероидов, и еще одно тело пока неизвестной природы.

1200px-artists_impression_of_proxima_centauri_b_shown_hypothetically_as_an_arid_rocky_super-earth

С тех пор как у ближайшей к нам звезды обнаружили потенциально обитаемую планету, небольшой красный карлик Проксима Центавра привлекает огромный интерес и публики, и ученых. Вращаясь вокруг двойной системы более крупных звезд Альфы Центавра, время от времени она оказывается от нас всего в 4,22 световых годах. Существуют даже планы отправки туда «приветственных сигналов»: вокруг Проксимы Центавра движется экзопланета умеренных размеров и на подходящем для развития жизни расстоянии.

Однако похоже, что Проксима Центавра b не одинока на орбите звезды: астрономы, работающие с радиотелескопами расположенной в Чили европейской обсерватории ALMA, описывают целую систему из планеты, газопылевых колец и пока неидентифицированного объекта. Статья Гильема Англады (Guillem Anglada) и его коллег принята к публикации в The Astrophysical Journal Letters и представлена в библиотеке препринтов arXiv.org.

Наблюдения на 1,3-миллиметровых волнах указали на широкий диск газа и пыли, расположенный на расстоянии между 1 и 4 а. е. – дистанции, эквивалентной среднему радиусу земной орбиты. Это вещество охлаждено до 40 К и, по мнению ученых, может представлять собой эквивалент пылевой компоненты пояса Койпера в нашей Солнечной системе. Совокупная масса тел в диске оценивается в 0,01 массы Земли.

Схема системы Проксима Центавра (масштаб и пропорции не соблюдены) / ©Anglada et al., 2017

Кроме того, некоторые данные указывают на наличие небольшого и более теплого кольца пыли на орбите радиусом 0,4 а. е. (орбита самой планеты Проксима Центавра b расположена еще ближе к звезде, на 0,01 а. е.). Наконец, возможно, что дальше, на 30 а. е., находится еще более холодное (10 К) пылевое кольцо, наклоненное на 45° к общей плоскости вращения системы. Ученые также зарегистрировали возможное компактное тело на 1,6 а. е. от звезды – его природа пока неясна, и уточнить картину устройства соседней звездной системы помогут лишь дополнительные наблюдения.