03.11.2017
Редакция Naked Science

У соседней звезды нашлись пылевые кольца и неизвестный объект

Вокруг ближайшей к Солнцу звезды, Проксимы Центавра, вращается не только планета, но и несколько холодных колец пыли и астероидов, и еще одно тело пока неизвестной природы.

1200px-artists_impression_of_proxima_centauri_b_shown_hypothetically_as_an_arid_rocky_super-earth

С тех пор как у ближайшей к нам звезды обнаружили потенциально обитаемую планету, небольшой красный карлик Проксима Центавра привлекает огромный интерес и публики, и ученых. Вращаясь вокруг двойной системы более крупных звезд Альфы Центавра, время от времени она оказывается от нас всего в 4,22 световых годах. Существуют даже планы отправки туда «приветственных сигналов»: вокруг Проксимы Центавра движется экзопланета умеренных размеров и на подходящем для развития жизни расстоянии.

Однако похоже, что Проксима Центавра b не одинока на орбите звезды: астрономы, работающие с радиотелескопами расположенной в Чили европейской обсерватории ALMA, описывают целую систему из планеты, газопылевых колец и пока неидентифицированного объекта. Статья Гильема Англады (Guillem Anglada) и его коллег принята к публикации в The Astrophysical Journal Letters и представлена в библиотеке препринтов arXiv.org.

Наблюдения на 1,3-миллиметровых волнах указали на широкий диск газа и пыли, расположенный на расстоянии между 1 и 4 а. е. – дистанции, эквивалентной среднему радиусу земной орбиты. Это вещество охлаждено до 40 К и, по мнению ученых, может представлять собой эквивалент пылевой компоненты пояса Койпера в нашей Солнечной системе. Совокупная масса тел в диске оценивается в 0,01 массы Земли.

Схема системы Проксима Центавра (масштаб и пропорции не соблюдены) / ©Anglada et al., 2017

Кроме того, некоторые данные указывают на наличие небольшого и более теплого кольца пыли на орбите радиусом 0,4 а. е. (орбита самой планеты Проксима Центавра b расположена еще ближе к звезде, на 0,01 а. е.). Наконец, возможно, что дальше, на 30 а. е., находится еще более холодное (10 К) пылевое кольцо, наклоненное на 45° к общей плоскости вращения системы. Ученые также зарегистрировали возможное компактное тело на 1,6 а. е. от звезды – его природа пока неясна, и уточнить картину устройства соседней звездной системы помогут лишь дополнительные наблюдения.

Компания Илона Маска получила контракт на 102 миллиона долларов от американских военных. Сумма невелика, но предназначена только для того, чтобы показать принципиальную возможность использования носителей компании для нужд военных.