Ученые заметили циклическую активность у Проксимы Центавра — Naked Science

Ученые заметили циклическую активность у Проксимы Центавра

Астрономы обнаружили ярко выраженные циклы активности у соседней звезды – красного карлика, у которого теоретически не должно быть никаких циклов активности.

hires

Несколько месяцев назад у соседней с нами звезды была обнаружена небольшая потенциально обитаемая планета. Сама Проксима Центавра относится к красным карликам, она вдесятеро легче Солнца и в тысячу раз тусклее его. Однако новая работа раскрыла неожиданную схожесть двух звезд: как и у Солнца, у нее отмечены регулярные циклы активности, которые сопровождаются колебаниями в размерах и количествах пятен.

Пятна на Солнце – области выхода плазмы пониженной температуры, поднятой из недр звезды ее мощным магнитным полем. Цикл его активности занимает около 11 лет, и в периоды минимума пятен на звезде может вовсе не быть, а в максимумы их число может превышать сотню, покрывая почти 1% поверхности Солнца. Судя по данным, опубликованным в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, сходные циклы активности переживает и Проксима Центавра. Правда, на этой звезде эти колебания куда серьезнее.

Используя данные наблюдений на разных длинах волн, а также результаты компьютерного моделирования, Брэд Уоргелин (Brad Wargelin) и его коллеги из США и Польши показали, что цикл активности Проксимы Центавра длится около семи лет и на максимуме набирает устрашающую силу: пятна покрывают не менее 20% поверхности звезды. «Если на планете Proxima b есть разумная жизнь, то ее жители регулярно наблюдают на своей звезде весьма драматические перемены», – добавляет Брэд Уоргелин.

По словам ученых, такие яркие циклы активности у Проксимы Центавра стали для них большим сюрпризом. Этот красный карлик устроен заметно иначе, чем наше желтое Солнце, у которого целую треть занимает внешний слой бурно движущейся и особенно горячей плазмы, тогда как недра заметно холоднее и спокойнее, и даже вращаются медленнее. Предполагается, что именно эти различия и служат источником, запускающим циклические изменения активности звезды.

На Проксиме Центавра ничего подобного быть не должно: на небольшой звезде подвижны и способны обеспечивать конвекцию (перенос энергии) все слои. «Само наличие циклов у Проксимы Центавра показывает, что мы, на самом деле, плохо понимаем, как рождаются магнитные поля звезд и как они порождают циклическую активность», – поясняет Уоргелин.

Ученые не рассматривали вопрос о том, как новые обстоятельства могут повлиять на возможную обитаемость планеты Proxima b. Теоретически столь бурная активность может вовсе стерилизовать ее поверхность, так что планета, находясь в подходящей «обитаемой зоне», может оставаться совершенно безжизненной – как, например, наша Луна.