Волки оказались способны привязываться к людям — Naked Science
Мария Кривоченко

Волки оказались способны привязываться к людям

3.4

Животные, которых с детства растили люди, привязываются к дрессировщикам и тяжело переживают разлуку. Оставаясь в одиночестве, волки начинают искать хозяина и испытывают стресс. Ученые считают, что это может быть связано с привычкой формировать социальные связи вне стаи и помогло одомашнить предка современных собак в древности.

© pikabu

Группа ученых из Гейдельбергского университета отобрала 11 волков, которых растили и выкармливали люди. В первые месяцы жизни животные проводили с хозяевами 22-24 часа в день, а затем их помещали в стаю. Двое из 11 волков контактировали не только с человеком, но и с другими волчатами.

Исследователи провели несколько экспериментов, чтобы выяснить, как животные, выращенные дрессировщиками, будут относиться к человеку. Волков отвели в незнакомый им лес на прогулку вместе с двумя людьми: хозяином и незнакомцем. Во время опыта один из них держал волка на поводке, а другой, попрощавшись, уходил на несколько минут. Похожий опыт провели на девяти собаках.

Эксперименты записывались на камеру, после чего ученые оценивали и сравнивали поведение животных. Внимание обращали на проявления стресса (скулеж, пыхтение или лай), попытки найти ушедшего (исследование местности, жевание поводка и стремление уйти на поиски) и отношение к человеку, держащему поводок. Результаты исследования опубликованы в журнале Scientific Reports.

Анализ показал, что собаки и волки ведут себя одинаково. Если их в незнакомом месте покидал дрессировщик или хозяин, звери начинали нервничать и скулить, а также тянули поводок в сторону, где скрылся человек; когда уходил незнакомец, они почти не реагировали и продолжали спокойно изучать окрестности. «Мы были удивлены, как мало различий оказалось между поведением волков и собак», — отметил Тамас Фараго, автор работы.

Тем не менее ученые обнаружили, что собаки проявляли больше интереса к незнакомым людям и острее реагировали на их уход. Кроме того, они реже тянули поводок и вели себя более спокойно без хозяина, несмотря на стресс. Это объяснили тем, что собак с раннего возраста учат не дергать поводок. В свою очередь, волки испытывали больший стресс рядом с незнакомцем и, по мнению ученых, могли относиться к дрессировщику как к опоре и защитнику от чужого человека.

Ученые пришли к выводу, что способность формировать социальные связи в зрелом возрасте могла появиться у общего предка волков и собак еще до одомашнивания последних. При этом волки налаживают контакт с человеком уже в зрелом возрасте, вероятно, считая его частью стаи, в то время как собаки способны привязываться еще щенками. Ученые считают, что это связано с долгим искусственным отбором.

Также исследователи подчеркнули, что поведение волков было бы другим, если бы их с первых недель жизни не дрессировал человек. «Во время теста животные вели себя схожим образом, но мы говорим о разных видах, а значит, <…> волк никогда не станет домашним животным», — подытожила Рита Ленкей, автор работы.

Немецкое судостроительное предприятие Pella Sietas, принадлежащее российской «Пелле», заложило линейный дизель-электрический ледокол проекта 21900М2. Его будет эксплуатировать «Росморпорт».