Виртуальная реальность облегчила лечение зубов
14.06.2017

Виртуальная реальность облегчила лечение зубов

Исследование показало, что VR-видео о природе помогают справляться с болью лучше, чем урбанистическая VR-среда.

tn-dpt-me-oculus-dentist-20161201

Технологии виртуальной реальности нередко применяются в медицине. На них основаны методика снижения страха смерти, один из методов контроля внутриутробного развития детей, курсы реабилитации для наркозависимых.

Ученые из Плимутского, Эксетерского и Бирмингемского университетов в Британии использовали виртуальную реальность в стоматологии. Статья о новой разработке опубликована в журнале Environment & Behaviour.

Для пациентов одной из стоматологических клиник Грейт-Торрингтона, расположенного на юго-западе Великобритании, ученые разработали две виртуальных среды. Первую создали на основе съемок пляжа в британском графстве Девон, вторая изображала улицы мегаполиса.

VR-симуляция пляжа, Environment & Behaviour

В первом эксперименте участвовали 85 студентов: 51 девушка и 34 юноши. Средний возраст участников — 22 года. Чтобы оценить, насколько виртуальная реальность помогает справляться с болезненными ощущениями, ученые провели стандартный тест с холодной водой. Респондентов попросили удерживать нерабочую руку (например, у правшей — левую) в емкости с холодной водой и прекратить эксперимент только тогда, когда боль станет невыносимой. Максимальная продолжительность теста составляла четыре минуты, чтобы не навредить здоровью участников. Студентов разделили на три группы: первой группе не показывали видео, вторая могла «управлять» виртуальной прогулкой по пляжу с помощью контроллера, третьей группе показывали только VR-видео пляжа без возможности контроля.

Студенты оценивали уровень боли по опроснику боли Макгилла. Также их попросили оценить уровень боли и интенсивность воспоминаний через некоторое время после опыта. По всем показателям контрольная группа продемонстрировала самый сильный уровень боли: он значительно превышал уровень боли студентов, которым показывали VR-ролики. Возможность контролировать виртуальную «прогулку» немного уменьшила уровень боли по сравнению с обычным VR-видео.

Во втором эксперименте участвовали 70 пациентов клиники. Их также разделили на три группы. Первой группе во время стоматологических процедур не показывали ничего, вторая группа «прогуливалась» по виртуальному городу, а третья — по пляжу. Показатели уровня боли, стресса и воспоминаний о боли у первых двух групп отличались незначительно, существенные результаты дало только VR-видео с пляжем.

Исследователи планируют расширить сферу применения своей разработки и провести похожие эксперименты с пациентами врачей других специальностей.