Виртуальная реальность помогла уменьшить страх смерти — Naked Science

Виртуальная реальность помогла уменьшить страх смерти

Международная группа ученых обнаружила, что внетелесное переживание с помощью технологии виртуальной реальности может уменьшить страх смерти. Результаты работы опубликованы в журнале PLoS ONE.

Во время клинической смерти некоторые люди испытывают околосмертные переживания. Они могут выражаться в видениях, чувстве эйфории, а также выходе из физического тела. Известно, что такой опыт способен трансформировать личность человека. В частности, он может уменьшить страх смерти.

Прошлые работы показали, что внетелесные переживания можно спровоцировать — например путем погружения в виртуальную реальность. В новом исследовании ученые из Барселонского университета и Университетского колледжа Лондона проверили, способна ли эта технология влиять на страх смерти у человека.

Участие в исследовании приняли 32 человека. На них надевались очки виртуальной реальности, причем движения аватара синхронизировались с телом, и специальные устройства для имитации ощущений от взаимодействия с виртуальными объектами. После серии тренировок авторы приступили ко второй фазе эксперимента.

Дизайн эксперимента / ©Pierre Bourdin et al., PLoS ONE, 2017

На этом этапе добровольцы наблюдали за аватаром со стороны. Причем одна группа испытуемых продолжала ощущать физическое воздействие на аватар, а вторая — нет, и в их случае движения больше не синхронизировались. После эксперимента участники заполняли анкету, где описывали ощущения и страх умереть.

Результаты показали, что все добровольцы испытали внетелесное переживание, однако первая группа (для которой сохранялась синхронизация) — в меньшей степени. В свою очередь, вторая группа участников демонстрировала сниженный страх смерти. У обеих групп, однако, наблюдался страх умереть молодыми.

Но, по мнению авторов, эксперимент едва ли кардинально изменил отношение испытуемых к смерти. Способна ли виртуальная реальность помочь людям, жизнь которых осложняется выраженным страхом смерти, неизвестно. Кроме того, метод опроса не позволяет в полной мере оценить глубинные переживания человека.