28.11.2016
Редакция Naked Science

В случае опасности самцы мартышек слушаются самок

Самцы мартышек диана готовы последовать призыву самок и защитить их даже от несуществующей угрозы. Возможно, это позволяет им удерживать положение патриархов своих небольших стай.

twy-57_2012_02_11_086

Древолазающие мартышки диана (Cercopithecus diana) живут на западе Африки небольшими группами, состоящими из самца, нескольких самок и их детенышей. На плечах самца лежит защита семейства от разнообразных опасностей, а самки предупреждают его о них. Для каждого варианта угрозы мартышки используют разные варианты сигналов, и самец реагирует на них, даже если видит, что сигнал подается ложный. Об этом швейцарские зоологи Клаудия Стефан (Claudia Stephan) и Клаус Цубербюхлер (Klaus Zuberbühler) пишут в статье, опубликованной журналом Current Biology.

Опасности, которые поджидают группу мартышек, действительно разнообразны, начиная от падения старого дерева и до появления другой группы обезьян. И, конечно, хищники: орлы, змеи, леопарды – для каждой угрозы они используют разные «слова», голосовые сигналы, понятные другим членам семейства. Как правило, самец пытается угрожающе выступить на противника.

По словам авторов работы, сначала он высматривает угрозу, глядя в сторону, соответствующую предупреждающему сигналу: например, вверх, если услышал «орел», или вниз – если «леопард». Найдя ее, самец пытается напугать противника, изображая ярость и сближаясь с ним. Ученые замечают, что такая стратегия поведения довольно опасна, поэтому самцы тянут с этим до последнего, пока самки не поднимут общий крик. За этим процессом ученые и наблюдали, следя за 36-ю группами мартышек диана из Кот-д’Ивуара.

Своим подопытным авторы проигрывали аудиозаписи угрожающих рыков леопардов или криков орлов, а затем замечали, как будут реагировать обезьяны. И действительно: хотя звук слышали все члены стаи, тревогу поднимали всегда лишь самки. Самец мог издать тот же сигнал, «орел» или «леопард», спустя целую минуту после того, как поднялся шум.

В следующих опытах после звука угрозы мартышкам проигрывали предупреждающие крики других мартышек, записанные ранее: отделенным от самок самцам проигрывали крики самок, а самкам – крики самцов. В некоторых случаях исходный сигнал и предупреждающий совпадали, в других – противоречили друг другу (например, за клекотом орла могли последовать предупреждения о приближении леопарда). Реакция обезьян оказалась неожиданной для ученых.

Обнаружилось, что самки всегда «настаивают на своем», и если слышат крик самца, не совпадающий с исходной угрозой, то поднимают предупреждение о ней (в нашем примере – об орле). Самцы же идут у самок на поводу и послушно повторяют услышанные крики, даже если они противоречат их собственным ощущениям.

Ученые считают, что это поведение связано с особым положением самца в группе. Ведь хотя он и выглядит настоящим патриархом, на деле же зависит от того, насколько самки сами готовы принимать его в этой роли. А их отношение определяется в том числе и той защитой, которую он может предоставить. Поэтому готовность самца среагировать на любую озвученную ими опасность, «выполнить любой каприз», может расцениваться ими положительно, закрепляя и его собственное положение в семействе.

Архитектор из португальского города Порту Педро Рамальо (Pedro Ramalho) поделился своим видением прогулочной яхты недалекого будущего.