В случае опасности самцы мартышек слушаются самок

Самцы мартышек диана готовы последовать призыву самок и защитить их даже от несуществующей угрозы. Возможно, это позволяет им удерживать положение патриархов своих небольших стай.

Древолазающие мартышки диана (Cercopithecus diana) живут на западе Африки небольшими группами, состоящими из самца, нескольких самок и их детенышей. На плечах самца лежит защита семейства от разнообразных опасностей, а самки предупреждают его о них. Для каждого варианта угрозы мартышки используют разные варианты сигналов, и самец реагирует на них, даже если видит, что сигнал подается ложный. Об этом швейцарские зоологи Клаудия Стефан (Claudia Stephan) и Клаус Цубербюхлер (Klaus Zuberbühler) пишут в статье, опубликованной журналом Current Biology.

Опасности, которые поджидают группу мартышек, действительно разнообразны, начиная от падения старого дерева и до появления другой группы обезьян. И, конечно, хищники: орлы, змеи, леопарды – для каждой угрозы они используют разные «слова», голосовые сигналы, понятные другим членам семейства. Как правило, самец пытается угрожающе выступить на противника.

По словам авторов работы, сначала он высматривает угрозу, глядя в сторону, соответствующую предупреждающему сигналу: например, вверх, если услышал «орел», или вниз – если «леопард». Найдя ее, самец пытается напугать противника, изображая ярость и сближаясь с ним. Ученые замечают, что такая стратегия поведения довольно опасна, поэтому самцы тянут с этим до последнего, пока самки не поднимут общий крик. За этим процессом ученые и наблюдали, следя за 36-ю группами мартышек диана из Кот-д'Ивуара.

Своим подопытным авторы проигрывали аудиозаписи угрожающих рыков леопардов или криков орлов, а затем замечали, как будут реагировать обезьяны. И действительно: хотя звук слышали все члены стаи, тревогу поднимали всегда лишь самки. Самец мог издать тот же сигнал, «орел» или «леопард», спустя целую минуту после того, как поднялся шум.

В следующих опытах после звука угрозы мартышкам проигрывали предупреждающие крики других мартышек, записанные ранее: отделенным от самок самцам проигрывали крики самок, а самкам – крики самцов. В некоторых случаях исходный сигнал и предупреждающий совпадали, в других – противоречили друг другу (например, за клекотом орла могли последовать предупреждения о приближении леопарда). Реакция обезьян оказалась неожиданной для ученых.

Обнаружилось, что самки всегда «настаивают на своем», и если слышат крик самца, не совпадающий с исходной угрозой, то поднимают предупреждение о ней (в нашем примере – об орле). Самцы же идут у самок на поводу и послушно повторяют услышанные крики, даже если они противоречат их собственным ощущениям.

Ученые считают, что это поведение связано с особым положением самца в группе. Ведь хотя он и выглядит настоящим патриархом, на деле же зависит от того, насколько самки сами готовы принимать его в этой роли. А их отношение определяется в том числе и той защитой, которую он может предоставить. Поэтому готовность самца среагировать на любую озвученную ими опасность, «выполнить любой каприз», может расцениваться ими положительно, закрепляя и его собственное положение в семействе.

Аватар пользователя Илья Соколов