В Новгороде впервые нашли средневековый амулет-птицу

Российские археологи впервые обнаружили на Троицком раскопе бронзовую птицевидную подвеску и первую в летнем сезоне берестяную грамоту.

Предполагается, что Великий Новгород (до 1999 года — Новгород) возник в 859 году в результате слияния поселений на месте Людина, Славина и Неревского концов. Отличительной чертой города выступает то, что он не подвергся монгольскому нашествию XIII века и, сохранив уникальные памятники древнерусской культуры, единственным на Руси избежал дробления и упадка. Работы, положившие начало Троицкому раскопу, начались в Людином конце в 1973 году. За это время на участке было найдено множество средневековых строений, включая художественную мастерскую XII века и городские усадьбы, и артефактов — украшений, образцов военного снаряжения, а также свыше 1000 берестяных грамот.

Новые открытия археологи сделали, изучая культурный слой начала XIII века. Бронзовая полая птицевидная подвеска состоит из тулова с характерным гребешком на голове и утиной лапки на цепочке. Вероятно, она служила женским оберегом — до сих пор аналоги не были обнаружены в мужских захоронениях — и помещалась на верхних частях тела: руках, груди, голове. Изготавливались амулеты в технике полого литья с помощью восковой модели. Ранее такие образцы встречались ученым на территории поселений финно-угорских народов и значительно реже — в Приладожье, Архангельской и Вологодской областях. В Новгороде птицевидная подвеска найдена впервые, причем в срубе — это упростит датировку.

Птицевидная подвеска, найденная в Троицком раскопе / ©Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, 2017

Помимо амулета в слое был обнаружен фрагмент берестяной грамоты (под номером 1090). Он содержит часть последней строки: «ти есмь попу от». На основании следов на месте разрыва археологи пришли к выводу, что фраза могла призывать адресата передать нечто попу. Наиболее любопытным, по мнению авторов, является между тем употребление частицы «ти». Самостоятельное значение последней варьировалось в зависимости от контекста и служило усилением или уточнением, характерным для новгородского диалекта. Особенное распространение частица получила в XI–XII веках. В случае фрагмента грамоты «ти», по-видимому, указывала, что именно необходимо передать попу.

Первые берестяные грамоты были обнаружены в Великом Новгороде в 1951 году. Однако гипотеза о том, что жители Древней Руси делали записи на коре березы, была сформулирована до находки — на это указывали средневековые письменные источники. Также археологи выявляли фрагменты бересты и острые палочки, которыми новгородцы, видимо, нацарапывали буквы. Обычно берестяные грамоты представляют собой хозяйственные записки, расписки или деловые письма — повседневные документы, на которые считалось неуместным расходовать более дорогой пергамент. Для исследователей изучение таких образцов представляет историческую и культурную ценность.

О находках сообщается на сайте Новгородского государственного объединенного музея-заповедника.

Ранее ученые датировали основание города Вязьма и нашли в Сибири ранее неизвестную археологическую культуру.

Аватар пользователя Игорь Каширин
Инвесторы скайвея,вы гарантируете что максимум через 5...
Аватар пользователя Игорь Каширин
Даже скорости на экофесте показали обычные для...
Аватар пользователя Алексей Ветров
Конструкция очень спорная.
Во-первых, как такую...
В статье ошибка про название Новгорода. Всё как раз наоборот. До 1998 он был просто Новгород, а после стал Великий Новгород. Как раз Елцин прилетал по этому поводу в Новгород и в аэропорту Великого Новгорода сказал о том, что дефолта точно не будет. И через 2 дня задефолтило.