27.06.2017
Редакция Naked Science

В Новгороде впервые нашли средневековый амулет-птицу

Российские археологи впервые обнаружили на Троицком раскопе бронзовую птицевидную подвеску и первую в летнем сезоне берестяную грамоту.

Предполагается, что Великий Новгород (до 1999 года — Новгород) возник в 859 году в результате слияния поселений на месте Людина, Славина и Неревского концов. Отличительной чертой города выступает то, что он не подвергся монгольскому нашествию XIII века и, сохранив уникальные памятники древнерусской культуры, единственным на Руси избежал дробления и упадка. Работы, положившие начало Троицкому раскопу, начались в Людином конце в 1973 году. За это время на участке было найдено множество средневековых строений, включая художественную мастерскую XII века и городские усадьбы, и артефактов — украшений, образцов военного снаряжения, а также свыше 1000 берестяных грамот.

Новые открытия археологи сделали, изучая культурный слой начала XIII века. Бронзовая полая птицевидная подвеска состоит из тулова с характерным гребешком на голове и утиной лапки на цепочке. Вероятно, она служила женским оберегом — до сих пор аналоги не были обнаружены в мужских захоронениях — и помещалась на верхних частях тела: руках, груди, голове. Изготавливались амулеты в технике полого литья с помощью восковой модели. Ранее такие образцы встречались ученым на территории поселений финно-угорских народов и значительно реже — в Приладожье, Архангельской и Вологодской областях. В Новгороде птицевидная подвеска найдена впервые, причем в срубе — это упростит датировку.

Птицевидная подвеска, найденная в Троицком раскопе / ©Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, 2017

Помимо амулета в слое был обнаружен фрагмент берестяной грамоты (под номером 1090). Он содержит часть последней строки: «ти есмь попу от». На основании следов на месте разрыва археологи пришли к выводу, что фраза могла призывать адресата передать нечто попу. Наиболее любопытным, по мнению авторов, является между тем употребление частицы «ти». Самостоятельное значение последней варьировалось в зависимости от контекста и служило усилением или уточнением, характерным для новгородского диалекта. Особенное распространение частица получила в XI–XII веках. В случае фрагмента грамоты «ти», по-видимому, указывала, что именно необходимо передать попу.

Первые берестяные грамоты были обнаружены в Великом Новгороде в 1951 году. Однако гипотеза о том, что жители Древней Руси делали записи на коре березы, была сформулирована до находки — на это указывали средневековые письменные источники. Также археологи выявляли фрагменты бересты и острые палочки, которыми новгородцы, видимо, нацарапывали буквы. Обычно берестяные грамоты представляют собой хозяйственные записки, расписки или деловые письма — повседневные документы, на которые считалось неуместным расходовать более дорогой пергамент. Для исследователей изучение таких образцов представляет историческую и культурную ценность.

О находках сообщается на сайте Новгородского государственного объединенного музея-заповедника.

Ранее ученые датировали основание города Вязьма и нашли в Сибири ранее неизвестную археологическую культуру.