В Сибири нашли следы неизвестной археологической культуры — Naked Science

В Сибири нашли следы неизвестной археологической культуры

Сотрудники Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии науки (СО РАН) пришли к выводу, что клад, обнаруженный в районе реки Казым, мог принадлежать носителям ранее неизвестной культуры.

Казымский клад был найден рыбаком-любителем Андреем Череминым в 2014 году. Находка содержала 25 уникальных предметов, в том числе литые бронзовые диски с рельефной поверхностью. За три года археологи отреставрировали и подробно изучили объекты. По сообщению ученых, диски могут представлять собой тыльную сторону индийских зеркал-погремушек, которые поставлялись из Индии в VI–III веках до нашей эры. Впервые подобное зеркало было обнаружено в 1947 году, и впоследствии, по итогам раскопок на юге Новосибирской области и Алтае, его дополнили еще пять образцов. Все зеркала располагались в женских погребениях.

Зеркала-погремушки состояли из двух частей — задней и нашлифованной. На первой изображались жрицы в окружении культовых индийских животных, а ее центр украшал конус, вероятно, символизирующий вершину мира. Сюжеты сопровождали солярные знаки, что также может указывать на принадлежность персонажей к высшим существам. Схожие приемы использовались при создании образцов, найденных в районе устья Казым. В то же время последние отличаются от зеркал конструкцией — литые, а не кованые, — и способом оформления: на индийские диски орнамент наносился путем чеканки, на казымские — гравировки.

Исследователи предполагают, что такие различия свидетельствуют о восхождении находки к ранее неизвестной археологической культуре. Их производство может датироваться серединой III века до нашей эры: мастера переднеазиатских ремесленных центров копировали индийские диски в рамках собственной традиции. Впоследствии, во II–I веках до нашей эры, специфический рельеф предметов упростился. Так, с их поверхности практически исчезли орнамент, валики и полый конус в центре — культуры населения северных территорий сохранили только исходную форму, заменив индийские мотивы скифо-сибирским звериным стилем.

По словам автора работы Петра Шульги, новая находка также подтверждает чрезвычайную живучесть индо-иранской объемной символики мироздания. По-видимому, культ горы Меру в V–III веках до нашей эры охватывал большие территории от Индии до Южного Урала. Затем в результате смены культур образ горы исчез. Изменения согласуются с формированием эллинских государств, в которых могло продолжиться изготовление нефункциональных копий зеркал-погремушек. Несмотря на отсутствие нашлифованной части, диски, тем не менее, оставались востребованы, о чем говорит содержание казымского клада.

Кратко об исследовании сообщается на сайте Института археологии и этнографии СО РАН.

Ранее международная группа ученых секвенировала ДНК из останков женщин, найденных в Дальнегорском округе России. Возраст образцов, предположительно связанных с современными ульчи, оценили в 7,7 тысячи лет.

Сегодня, в 21:42 (мск), должно состояться приводнение космического корабля Crew Dragon в акватории Атлантического океана. Трансляцию вы сможете посмотреть на нашем сайте.