В катаклизмах истории человечества виновны вулканы — Naked Science

В катаклизмах истории человечества виновны вулканы

В катаклизмах человеческой истории повинны вулканы.

Ими была воссоздана подробная хронология вулканических извержений за последние 2500 лет, в результате чего удалось указать конкретные эпизоды воздействия вулканической активности на ход человеческой истории.

Вулканы стали основной причиной резких перепадов температур и изменения климата. Прежде всего речь идет о похолоданиях, которые были вызваны большим объемом сульфатов (солей серной кислоты). Попадая в атмосферу, они закрывают планету от солнечных лучей. Исследователи выяснили, что подавляющее большинство самых холодных летних периодов (пятнадцать из шестнадцати) – с 500 года до н.э. по 1000 год н.э. – следовали как раз за мощными извержениями.

Столь точную хронологию удалось построить благодаря работе с ледяными кернами из ледников Гренландии и Антарктиды. Ученые провели анализ образцов, чтобы выяснить, каково содержание в них сульфатов вулканического происхождения.

Помимо климатологов над данной темой трудились историки, которые перевели множество вавилонских, китайских и европейских документов, где были описаны какие-либо необычные атмосферные явления: тусклый свет Солнца, изменения цвета солнечного диска, ярко-красное небо на закате.

Ученым удалось доказать, что именно извержения тропических вулканов и вулканов в Исландии и Северной Америке, о которых ничего не знали жители Европы и Ближнего Востока, привели к холодным и голодным годам нашей эры – 526-му, 626-му и 939-му.

На климат северного полушария оказывали наибольшее влияние извержения двух и более вулканов. Интересно, что именно вулканы стали причиной климатических кризисов, которые и обозначили границу между двумя глобальными эпохами в истории человечества: античностью и средневековьем.

Начало этим кризисам дает некое «таинственное облако» пыли, висевшее в средиземноморском небе полтора года с марта 536-го. Облако это – не что иное, как результат извержения неизвестного вулкана, располагавшегося в высоких широтах северного полушария. Наступившее похолодание усугубило последствия извержения второго крупного вулкана – в тропиках. В итоге человечество столкнулось с долгим периодом голода и неурожаев, длившимся 15 лет. Как следствие – ослабевшее население Средиземноморья стало легкой жертвой Юстиниановой чумы, эпидемия которой пришлась на 541-546 годы. Историки полагают, что именно эти события привели к ослаблению Восточной Римской империи, которое, в свою очередь, стало причиной быстрой экспансии исламского халифата на ее территории.

В результате нашего труда климатическую изменчивость последних столетий можно будет рассмотреть в перспективе нескольких тысячелетий – и таких значимых событий как Римский климатический оптимум (небольшой отрезок времени, охватывающий период от начала правления Октавиана до 400 года н.э., когда мягкий климат способствовал процветанию крупных империй – NS) или Великое переселение народов.

– Джо МакКоннелл (Joe McConnell), соавтор исследования.

Помимо этого, удалось выяснить, как это извержение происходило и какую роль сыграло в развитии майяской цивилизации.

По заказу Лувра «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо» оцифровали с помощью мультиспектральной камеры высокого разрешения. В итоге ученым удалось предположить, что помогало Леонардо да Винчи при создании этой картины.

По словам авторов эксперимента, им удалось выявить у черных ворон важный маркер сознания — способности субъективно переживать события внешнего мира и собственной жизни.

640 лет назад завершилось крупнейшее сражение средневековой Европы — битва на Куликовом поле. В конце XX века ряд историков заявил: это была мелкая незначительная стычка, а вовсе не масштабное событие, запустившее формирование единого русского государства. По их мнению, ни о какой борьбе Москвы с Золотой Ордой в этом сражении просто не могла идти речь: места на поле боя недостаточно. Получается, события, описанные в летописях, были почти полной выдумкой. Однако теперь ситуация вдруг развернулась на 180 градусов: оказалось, место сражения действительно лежит в Тульской области… но совсем на другом поле. И это заметно меняет всю историю Руси того времени. Попробуем разобраться почему.

Недавно запущенный китайский потенциально многоразовый космический аппарат вернулся домой. Как стало известно, перед этим от него отсоединился некий объект, предназначение которого неизвестно.