А у нас самое большое научное СМИ в Telegram!
Подписаться
09.07.2015
Редакция Naked Science

В катаклизмах истории человечества виновны вулканы

В катаклизмах человеческой истории повинны вулканы.

Ими была воссоздана подробная хронология вулканических извержений за последние 2500 лет, в результате чего удалось указать конкретные эпизоды воздействия вулканической активности на ход человеческой истории.

Вулканы стали основной причиной резких перепадов температур и изменения климата. Прежде всего речь идет о похолоданиях, которые были вызваны большим объемом сульфатов (солей серной кислоты). Попадая в атмосферу, они закрывают планету от солнечных лучей. Исследователи выяснили, что подавляющее большинство самых холодных летних периодов (пятнадцать из шестнадцати) – с 500 года до н.э. по 1000 год н.э. – следовали как раз за мощными извержениями.

Столь точную хронологию удалось построить благодаря работе с ледяными кернами из ледников Гренландии и Антарктиды. Ученые провели анализ образцов, чтобы выяснить, каково содержание в них сульфатов вулканического происхождения.

Помимо климатологов над данной темой трудились историки, которые перевели множество вавилонских, китайских и европейских документов, где были описаны какие-либо необычные атмосферные явления: тусклый свет Солнца, изменения цвета солнечного диска, ярко-красное небо на закате.

Ученым удалось доказать, что именно извержения тропических вулканов и вулканов в Исландии и Северной Америке, о которых ничего не знали жители Европы и Ближнего Востока, привели к холодным и голодным годам нашей эры – 526-му, 626-му и 939-му.

На климат северного полушария оказывали наибольшее влияние извержения двух и более вулканов. Интересно, что именно вулканы стали причиной климатических кризисов, которые и обозначили границу между двумя глобальными эпохами в истории человечества: античностью и средневековьем.

Начало этим кризисам дает некое «таинственное облако» пыли, висевшее в средиземноморском небе полтора года с марта 536-го. Облако это – не что иное, как результат извержения неизвестного вулкана, располагавшегося в высоких широтах северного полушария. Наступившее похолодание усугубило последствия извержения второго крупного вулкана – в тропиках. В итоге человечество столкнулось с долгим периодом голода и неурожаев, длившимся 15 лет. Как следствие – ослабевшее население Средиземноморья стало легкой жертвой Юстиниановой чумы, эпидемия которой пришлась на 541-546 годы. Историки полагают, что именно эти события привели к ослаблению Восточной Римской империи, которое, в свою очередь, стало причиной быстрой экспансии исламского халифата на ее территории.

В результате нашего труда климатическую изменчивость последних столетий можно будет рассмотреть в перспективе нескольких тысячелетий – и таких значимых событий как Римский климатический оптимум (небольшой отрезок времени, охватывающий период от начала правления Октавиана до 400 года н.э., когда мягкий климат способствовал процветанию крупных империй – NS) или Великое переселение народов.

– Джо МакКоннелл (Joe McConnell), соавтор исследования.