В Канаде найдена древнейшая из известных окаменелостей — Naked Science

В Канаде найдена древнейшая из известных окаменелостей

В отложениях кварца на дне Гудзонова залива обнаружены следы бактерий, живших 3,8 млрд лет назад.

oldbacter

Окаменевшие микроскопические филаменты и трубочки, образованные железобактериями, найдены в отложениях кварца в канадской части Гудзонова залива, в супракрустальном поясе Нуввуагитук (Nuvvuagittuq Supracrustal Belt, NSB) – геологической формации, остающейся одной из самых древних, которые исследуют ученые. По разным данным, возраст NSB может составлять от 3,77 до 4,30 млрд лет.

В ту эпоху местность представляла собой систему подводных гидротермальных источников – ландшафт, который считается одним из самых вероятных центров развития ранней жизни. Эту гипотезу подтверждает и новая находка, сделанная канадскими, американскими и британскими учеными во главе с Домиником Папиню (Dominic Papineau) из Университетского колледжа Лондона. Отчет об их работе публикует журнал Nature.

©UCL

До недавнего времени древнейшие известные ученым микроскопические окаменелости были обнаружены в Австралии и датированы более ранним периодом 3,46 млрд лет, к тому же их биологическое происхождение остается под вопросом. Поэтому авторы новой находки подошли к доказательству природы новой окаменелости особенно тщательно. Они рассмотрели самые разные возможности формирования таких гематитовых филаментов и трубочек в ходе геохимических процессов, при разных температуре и давлении, показав, что все это вряд ли могло сработать в данном случае.

С другой стороны, по характеру ветвления эти структуры очень близки к тем следам, которые оставляют современные бактерии, обитающие у гидротермальных источников, в более «мягких» минералах, таких как апатит или графит. Кроме того, в NSB в окружающих находку минералах авторы заметили характерные пузырьки, похожие на следы воздействия окисляющих железосодержащие минералы микробов.

«Филаменты и трубочки мы обнаружили внутри примерно сантиметровых структур – конкреций, похожих на клубеньки, сферических розеток и гранул, и все они, думаем, являются продуктом разложения [погибших бактерий – NS], – сказал Доминик Папиню. – То, что мы нашли их в одной из наиболее древних формаций, показывает, что мы нашли прямые свидетельства древнейших форм жизни».

Интересно, что находка дает новую надежду обнаружить следы жизни и на Марсе. В то невообразимо далекое время, когда еще существовали микробы, чьи окаменелости изучили Папиню с коллегами, Марс еще был полон воды и, возможно, микроскопической жизни. Если даже вскоре вся она погибла, следы ее вполне могли сохраниться так же, как это произошло в формации NSB.

Американское исследование показало, что в тестах беби-бумеры набирают меньше баллов, чем их предшественники. Ученые связали снижение когнитивных способностей с образом жизни этого поколения и склонностью к лени и депрессии.