В индийской рукописи нашли первое в истории упоминание ноля — Naked Science

В индийской рукописи нашли первое в истории упоминание ноля

Самый ранний фрагмент текста, содержащего символ для обозначения ноля, оказался на несколько веков старше, чем предполагалось.

Радиоуглеродное датирование одного из древнейших математических манускриптов Индии показало: округлый символ впервые использовали для обозначения ноля еще в III–IV веках нашей эры. Об открытии сообщила газета The Guardian. Ученые полагают, что сама концепция особого понятия для обозначения отсутствия числа возникла гораздо раньше, поскольку индийская математика могла долгое время существовать исключительно в устной форме.

Манускрипт Бакшали, состоящий из 70 берестяных страниц, впервые обнаружили в 1881 году. Долгое время документ считался слишком хрупким, поэтому исследователей крайне редко допускали к работе с ним. Ученые, проводившие радиоуглеродный анализ, получили фрагменты трех разных листов манускрипта. Исследование показало, что листы были созданы с интервалом в несколько столетий. Самый ранний образец датировали 224–383 гг. н. э., второй — 680–779 гг., а самый поздний образец был создан в 885–993 гг. Когда листы собрали в единый текст, неизвестно.

Лист, датируемый 224-383 гг., Courtesy of Bodleian Libraries/ University of Oxford

Ранее датировки рукописи варьировались. Ее первый исследователь Рудольф Гернле считал, что манускрипт создали в IX веке н. э., скопировав с более раннего оригинала. Индийские ученые полагали, что рукопись создана не позднее VII века н. э.

Рукопись составлена на одной из форм санскрита. Переводчики предполагают, что манускрипт Бакшали был «учебником» для купцов, путешествующих по маршрутам, продолжающим Великий шелковый путь. В рукописи содержатся и простые арифметические задачи, и более сложные алгебраические операции.

Символ, встречающийся в манускрипте Бакшали, не идентичен современному нолю. Он выглядит, как сплошная окружность. Пустое пространство внутри округлого символа в индийских текстах появилось позже. Кроме того, ноль рукописи Бакшали не выступает в качестве самостоятельного числа, а служит заполнителем. Например, в числе 101 он указывает на отсутствие десятков. Тем не менее, ученые считают, что эта форма ноля затем стала основой современного понимания этого числа. Математические операции с нолем упоминаются уже в текстах индийского математика Брамагупты, составленных в VII веке н. э.

Британский математик Маркус дю Сотой (Marcus du Sautoy) считает, что появление ноля в индийских текстах связано с философской традицией региона, в которой важную роль играет понятие пустоты.