25.04.2020
Денис Гордеев
11 963

В Антарктиде впервые нашли ископаемую лягушку

3.8

Древнее существо оказалось родственником современных шлемоголовых свистунов, которые обитают в теплых и влажных горных долинах Южной Америки.

Реконструкция облика древней лягушки
Реконструкция облика древней лягушки в ее естественной среде обитания / Mors, Reguero & Vasilyan, Scientific Reports, 2020

Ученые, ведущие исследования на острове Симор у северной оконечности Антарктического полуострова, обнаружили там фрагменты тазобедренного сустава и черепа лягушки. Эта находка, статья о которой опубликована в издании Scientific Reports, может заметно поменять представление о древнем климате Антарктиды.

Ранее ученые неоднократно находили свидетельства существования на континенте гигантских амфибий: они царили здесь около 200 миллионов лет назад, в триасовом периоде. Однако никаких останков существ, которые напоминали бы ныне существующих земноводных, исследователи до недавнего времени не обнаруживали.

Возраст останков — около 40 миллионов лет. Форма костей, обнаруженных на острове Симор, указывает на то, что эта лягушка принадлежала к семейству Calyptocephalellidae. Современные представители этого семейства, шлемоголовые свистуны, сегодня обитают в Южной Америке, в теплых и влажных долинах центральных Анд. Это указывает на тот факт, что всего лишь сорок миллионов лет назад подобный климат был и в Антарктиде.

Останки подвздошной кости древней лягушки / Mors, Reguero & Vasilyan, Scientific Reports, 2020

Находка меняет представление ученых о том, насколько стремительно менялся климат на континенте. По мнению большинства ученых, Антарктида довольно быстро покрылась льдом как раз около сорока миллионов лет назад, после отделения от Австралии, вместе с которой когда-то была частью суперконтинента Гондвана. Но некоторые данные указывают на то, что образование ледяных щитов в Антарктиде стартовало еще до того, как она полностью отделилась от других современных континентов Южного полушария Земли.

«Вопрос в том, насколько холодно было и что обитало на континенте, когда ледяной покров начал формироваться, — говорит один из авторов исследования, палеонтолог Томас Мерс. — Эта лягушка является еще одним доказательством того, что в то время, по крайней мере на [Антарктическом] полуострове, среда обитания все еще была подходящей для хладнокровных животных, таких как рептилии и амфибии».

Ранее мы сообщали о том, что в Южной Австралии обнаружились ископаемые останки вероятного предка большинства современных многоклеточных животных, а на территории Мьянмы палеонтологи нашли «переходное звено» между осами и пчелами.