Ученые выяснили, как стресс, пережитый отцом, влияет на здоровье потомства — Naked Science

Ученые выяснили, как стресс, пережитый отцом, влияет на здоровье потомства

Американские генетики описали механизм передачи эпигенетических изменений, вызванных перенесенным отцом стрессом, через модификацию РНК спермы.

lab_mouse_mg_3263

На здоровье потомства влияет не только здоровье матери, но и состояние отцовского организма. Пережитый отцом стресс, недоедание, употребление токсичных веществ, ионизирующее излучение приводят как к изменениям структуры ДНК, так и к эпигенетическим изменениям (модификациям экспрессии генов без изменения структуры ДНК) у потомства.

Исследования последних лет доказывают, что изменения, вызванные внешними факторами, наследуются от отцов через метилирование ДНК сперматозоидов, модификацию белков, участвующих в упаковке ДНК, а также через эпигенетические модификации, вызванные изменением состава и структуры РНК, содержащейся в сперме. Механизмы влияния стресса на эпигенетику до сих пор не до конца изучены.

Ученым из Пенсильвании под руководством Дженнифер Чан (Jennifer Chan), ранее доказавшим, что за передачу потомству реакции на стресс отвечают девять видов микроРНК, которые накапливаются в сперме, впервые удалось определить, где и когда в процессе развития сперматозоидов закладываются изменения, обусловленные перенесенным отцом стрессом. Чтобы сделать это, ученые сравнили выработку микроРНК тканями репродуктивного тракта самцов мыши под действием гормона стресса и в его отсутствие. Существенные различия обнаружились в работе клеток эпидидимиса (придатка яичка) – длинной извилистой трубки, компактно уложенной позади яичка, где происходит созревание сперматозоидов. Ученые предположили, что именно клетки эпидидимиса способны перепрограммировать сперматозоиды.

Цветом показан эпидидимис человека. Wikimedia Commons

Известно, что клетки эпидидимиса вырабатывают и выпускают во внеклеточное пространство везикулы (пузырьки) с фрагментами РНК. Во время созревания сперматозоидов везикулы проникают сквозь их мембрану и в дальнейшем контролируют порядок экспрессии генов. В предыдущей работе ученые из группы Чан анализировали состав спермы самцов, подвергавшихся хроническому стрессу: он показал повышенное содержание в ней микроРНК девяти типов. Введя эти микроРНК в искусственно оплодотворенные мышиные яйцеклетки, ученые получили потомство с выраженно замедленной реакцией на стресс. Мышата, зачатые спустя 3 месяца после прекращения действия стрессовых факторов на отцов, также проявляли измененную реакцию на стресс.

Новое исследование связало выработку микроРНК с работой рецепторов гормона стресса кортикостерона, который вырабатывается у мышей, когда они чувствуют запах хищника. Клетки эпидидимиса, подвергавшиеся длительному воздействию гормона стресса, в больших количествах вырабатывали рецептор этого гормона, перепроизводство этого белка сохранялось в течение нескольких месяцев после возвращения концентрации кортикостерона к норме.

Деактивация рецепторов этого гормона остановила передачу нетипичных стрессовых реакций из поколения в поколение. У мышат, зачатых от отцов, переживших хронический стресс, запах хищников вызывал перепроизводство гормона стресса кортикостерона. Но у потомства подвергнутых хроническому стрессу самцов, лишенных рецепторов этого гормона в клетках репродуктивного тракта, концентрация кортикостерона в стрессовой ситуации оставалась в рамках нормы.

Эксперименты in vitro с клетками мышиного эпидидимиса подтвердили правильность обоих предположений: при постоянном воздействии кортикостерона клетки давали больше везикул с микроРНК тех самых девяти видов и вырабатывали больше глюкокортикоидных рецепторов как во время, так и в течение нескольких месяцев после пережитого стресса.

Везикулы с РНК содержатся и в человеческой сперме, поэтому  Чан и ее коллеги предполагают, что у людей механизм наследственной передачи эпигенетических изменений, вызванных хроническим стрессом, может быть аналогичен мышиному. Сейчас генетики под руководством Чан повторяют свои эксперименты с образцами спермы, полученными у студентов. Стрессовым фактором служит сессия, поясняет ученый.

Результаты исследования ученые представили на на ежегодном собрании нейробиологического общества США.

Ученые из Корнеллского университета провели исследование, в котором показали, как вкусовая чувствительность связана с политическими предпочтениями. Так, например, высокая вкусовая чувствительность, выраженная в высокой плотности грибовидных сосочков языка, коррелирует с консервативными взглядами.

Астрономы обнаружили предполагаемую экзопланету в галактике Водоворот. Это первое открытие потенциальной планеты вне пределов Млечного Пути.

В сентябре 1941 года немцы сомкнули крупнейшие «клещи» в земной истории — ударами с юга и севера они окружили на Восточной Украине полумиллионную группировку Красной армии под Киевом. Получившийся котел и по размерам был самым большим из когда-либо реализованных. Что стало причиной этого катастрофического провала? Почему РККА допустила его в момент, когда никакой внезапности уже не было? Попробуем разобраться.

Новые оценки скорости таяния льдов Антарктиды и Гренландии показали, что они теряют массу в соответствии с худшими прогнозами экспертов по климату.

640 лет назад завершилось крупнейшее сражение средневековой Европы — битва на Куликовом поле. В конце XX века ряд историков заявил: это была мелкая незначительная стычка, а вовсе не масштабное событие, запустившее формирование единого русского государства. По их мнению, ни о какой борьбе Москвы с Золотой Ордой в этом сражении просто не могла идти речь: места на поле боя недостаточно. Получается, события, описанные в летописях, были почти полной выдумкой. Однако теперь ситуация вдруг развернулась на 180 градусов: оказалось, место сражения действительно лежит в Тульской области… но совсем на другом поле. И это заметно меняет всю историю Руси того времени. Попробуем разобраться почему.