Ученые ТюмГУ изучили жизненные циклы эктопаразитов рукокрылых — Naked Science
25.10.2018
ТюмГУ

Ученые ТюмГУ изучили жизненные циклы эктопаразитов рукокрылых

Эктопаразиты участвуют в распространении целого ряда опасных бактериальных и вирусных инфекций, поэтому их изучение важно для медицины.

Эктопаразит летучей мыши / Фото — Иржи Пикула, пресс-служба ТюмГУ
Эктопаразит летучей мыши / ©Иржи Пикула / Пресс-служба ТюмГУ

Обычный человек нечасто сталкивается в своей жизни с такими животными, как летучие мыши, поэтому их внешние паразиты (гамазовые клещи, кровососущие мухи, блохи) малоизвестны широкой публике.

Между тем эта группа членистоногих имеет практическое значение: эктопаразиты участвуют в распространении целого ряда опасных бактериальных и вирусных инфекций — боррелий, бартонелл, лихорадок, которые, как в последние годы выяснили ученые, в обилии присутствуют в колониях летучих мышей. Последние предстваляют собой резервуар для множества заболеваний, в том числе человеческих. Жизненные циклы эктопаразитов описаны не столь подробно, что усложняет изучение биологии этой группы организмов.

Сотрудники института X-BIO ТюмГУ Олег и Мария Орловы совместно с коллегами из Томского государственного университета провели масштабное исследование жизненных циклов спинтурницид — гамазовых клещей рода Spinturnix, — специфической для рукокрылых группы эктопаразитов.

Материалом послужили сборы, сделанные в период с 2010 по 2016 год во многих местонахождениях Северной Евразии — от Польши до Дальнего Востока.

Для оценки степени инфицирования ими рукокрылых в зимний и летний сезоны авторы использовали такие критерии, как средняя зараженность (среднее количество эктопаразитов на одной зараженной особи) и встречаемость (доля зараженных особей).

«Одинаковые условия жизни сформировали у клещей и насекомых, паразитирующих на рукокрылых, сходные адаптации. Отсутствие гнезд у летучих мышей сделало большинство их паразитов постоянными кругложизненными: если они и покидают хозяина, то лишь на очень короткий период, и, оставшись без него, как правило, погибают в течение суток, — рассказывает Мария Орлова. — Однако «жизнь верхóм» имеет свои сложности: хозяин зачастую активно пытается избавиться от непрошенных обитателей, и личинки становятся слишком уязвимы. Вот почему значительная часть личиночной стадии паразитов протекает внутриутробно (в организме беременной самки), а появившиеся на свет клещи и насекомые быстро достигают половой зрелости».

Исследовательская группа выяснила, что зараженность всех изученных видов в таежной зоне существенно варьирует на протяжении года — и летом значительно выше, чем зимой, поскольку именно в летних убежищах происходит размножение летучих мышей и их эктопаразитов.

Жизненные циклы строго синхронизированы — расплод спинтурницид в зимнее время не наблюдается ни у одного из изученных видов. У паразитов примерно равное соотношение полов (с незначительным преобладанием самок), что указывает на вероятное отсутствие партеногенеза (размножения без оплодотворения), часто наблюдаемого у многих других видов клещей.

«С точки зрения паразита, производить потомство удобнее всего в период беременности и лактации хозяина — этому благоприятствует гормональный фон животного, а родившиеся малыши, как правило, голы, слепы и еще не в состоянии как следует за собой ухаживать, — подчеркивает Мария Орлова.

— Однако одновременный расплод всех групп паразитов опасен «обострением отношений» с хозяином, поэтому только у некоторых видов гамазовых клещей размножение строго синхронизировано с появлением детенышей у летучих мышей. И виды рода Spinturnix — как раз такая группа. Полученные нами результаты означают, что векторная активность (перенос возбудителей опасных инфекций) наиболее интенсивно осуществляется спинтурницидами именно в период размножения хозяев».