Ученые научились фотографировать с помощью цветных ГМ-бактерий — Naked Science

Ученые научились фотографировать с помощью цветных ГМ-бактерий

Внеся в бактериальную клетку гены светочувствительных белков и пигментов, ученые вырастили в чашке Петри «живую фотопластину», которая фиксировала изображение.

bacter0

У бактерий кишечной палочки (Escherichia coli) нет фоточувствительных систем, и на освещение они практически не реагируют. Однако команде из Массачусетского технологического института удалось внести в них гены, синтезирующие белки, чувствительные к красному, зеленому или синему свету. Зарегистрировав излучение «своей» длины волны, такой белок активирует другой искусственно внесенный в бактерию ген, который заставляет ее производить пигмент того же цвета.

В общей сложности создание нового штамма E. coli потребовало внесения 18 новых генов со сложно организованной системой взаимного влияния. В статье, опубликованной Кристофером Войтом (Christopher Voigt) и его коллегами в журнале Nature Chemical Biology, ученые сообщают, что из таких клеток E. coli им удалось вырастить бактериальную пленку, которая работает почти в точности как классическая цветная фотопластинка.

При достаточно долгой экспозиции каждая отдельная клетка фиксирует падающий на нее свет, меняя свою окраску, а на колонии проступает целое изображение. По словам Кристофера Войта, после высушивания такие «шедевры» довольно долговечны, и одна из созданных в процессе работы картин уже несколько лет украшает его кабинет.

©Jesus Fernandez-Rodriguez et al., 2017

Ученые добавляют, что их работа может найти применение не только в современном искусстве. По сути, ими создана целая новая система «обратной связи», которая позволит лучше контролировать рост и состояние микробов в промышленных ферментерах, поможет медикам и исследователям. Кроме того, расширение палитры даст больше цветов – возможно, в будущем на этой основе будут созданы новые бактерии E. coli, способные коммуницировать и лучше взаимодействовать друг с другом на благо людей, ну а художники используют их для создания новых шедевров.