04.04.2022
3 550

ГМ-бактерии синтезируют лекарства от болезни Паркинсона прямо в организме больного

4.6

Новая ГМ-линия кишечной палочки производит леводопу — лекарство, которое больным паркинсонизмом требуется принимать постоянно.

©Heather Buckley, Flickr

Американские ученые получили линию генетически модифицированных бактерий кишечной палочки, которые способны жить прямо в кишечнике человека и производить леводопу — действенное средство от паркинсонизма, в котором больные нуждаются непрерывно. Об этом они рассказали 3 апреля в докладе, сделанном для ежегодной встречи Американского общества фармакологии и экспериментальной терапии.

Паркинсонизм — медленно прогрессирующее нейродегенеративное заболевание, характерное для людей преклонного возраста. Оно проявляется выраженными нарушениями координации, непроизвольными движениями и тремором, который препятствует выполнению даже простейших действий, иногда включая и глотание. Причиной болезни Паркинсона считается массовая гибель нейронов, вырабатывающих дофамин — важный нейромедиатор, который, в частности, регулирует двигательную активность.

«Воскресить» эти клетки пока невозможно, и такое состояние остается неизлечимым. Одно из немногих эффективных средств от паркинсонизма — леводопа, вещество — предшественник дофамина, проявляющее схожее с ним действие. Больные нуждаются в нем постоянно, чтобы заместить нехватку «природного» нейромедиатора, и при любом перерыве в приеме симптомы быстро возвращаются.

©Piyush Padhi, University of Georgia

Решить эту проблему могут бактерии, полученные командой профессора Анумантхи Кантхасами (Anumantha Kanthasamy) из Университета штата Джорджия (США). Новая линия кишечной палочки E. coli Nissle 1917 (EcN) может снабжать организм леводопой непрерывно. Эффективность была подтверждена в экспериментах с лабораторными мышами, служащими моделью паркинсонизма. Микробы обеспечили им стабильный приток лекарства, что отразилось в улучшении моторных и когнитивных функций животных.

Получать бактериальный препарат требуется ежедневно, и, регулируя его количество, можно контролировать уровень леводопы, попадающей в организм. Кроме того, активность гена, ответственного за синтез лекарства у ГМ-микробов, зависит от редкого сахара — рамнозы. Поэтому дозировку леводопы можно менять, снабжая бактерии меньшим или большим количеством рамнозы.

По словам ученых, такая бактериальная система может оказаться эффективным средством доставки лекарств и от других заболеваний, которые требуют постоянного приема препаратов, включая депрессию и болезнь Альцгеймера.