«Уборные» оцелотов оказались «доской объявлений» для млекопитающих — Naked Science
07.12.2016

«Уборные» оцелотов оказались «доской объявлений» для млекопитающих

Американские ученые обнаружили, что отхожие места оцелотов (Leopardus pardalis) привлекают многих млекопитающих Неотропики, что упрощает наблюдение за ними. Результаты работы опубликованы в Journal of Mammalogy.

0_85d7e_b979630c_orig

Оцелот — хищное млекопитающее из семейства кошачьих, обитающее в Южной и Центральной Америке. Как и многие другие представители семейства, оцелоты — одиночные животные, которые вместе с тем сильно привязаны к своему ареалу и помечают его. При этом они чрезвычайно редко встречаются в дикой природе и изучены недостаточно. В новой работе ученые из Университета штата Вашингтон в Пулмане проследили за хищниками с помощью скрытых камер.

Для обнаружения оцелотов авторы использовали специально обученную собаку. В результате им удалось выявить четыре отхожих места на востоке Коста-Рики, в районе которых были установлены камеры с датчиком движения. Наблюдения велись с июня по декабрь 2014 года и позволили зафиксировать 16 особей. При этом самцы чаще останавливались в указанных местах после самки, что позволило предположить, что эти точки, среди прочего, выполняют роль «объявлений».

Примечательно, что, помимо других кошачьих, отхожие места оцелотов привлекли в общем 13 видов млекопитающих, в том числе тайр (Eira barbara), носух (Nasua), броненосцев (Cingulata) и опоссумов (Didelphidae). Причем они останавливались в этих точках значительно чаще — всего 305 раз против 63 у кошачьих. Как и оцелоты, другие животные провели непропорционально большое количество времени, изучая метки, в частности обтирая об них тело.

По мнению ученых, таким образом особи могли получать выделяемый оцелотами секрет, который отпугивает хищников. Кроме того, с помощью распространения секрета, находящегося на теле других животных, оцелоты также могут удаленно взаимодействовать с представителями своего вида. Аналогичный механизм ранее был обнаружен в случае отхожих мест пум: некоторые млекопитающие активно изучают такие места, хотя точная цель этого поведения неизвестна.

Международная группа планетологов из России, Финляндии и США впервые проанализировала факторы, определяющие количество валунов на поверхности ближайшей планеты от Солнца — Меркурии.