Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
19.04.2016
Редакция Naked Science
1 694

Судьба динозавров была предрешена еще до падения астероида

Динозавры, вину в вымирании которых приписывают упавшему гигантскому астероиду, на самом деле боролись за выживание десятки миллионов лет, прежде чем исчезнуть с лица Земли. Об этом по результатам проведенных исследований заявили палеонтологи из британского Университета Рединга.

Как сообщает Agence France-Presse, спор о том, какими были последние дни динозавров на Земле, в ученой среде ведется уже давно. Одни считают, что динозавры накануне вымирания процветали, другие полагают, что их популяция находилась в упадке. «В то время, как апокалипсис, возможно, стал “последним гвоздем в крышку гроба динозавров”, были и другие причины, мешавшие видам динозавров развиваться», – отметил ведущий автор исследования, палеонтолог из Университета Рединга Манабу Сакамото.

По словам палеонтологов, в ходе изучения останков вымерших существ и материалов, содержащихся в архивах Национальной академии наук, выяснилось, что различные имеющиеся на тот момент виды динозавров вымирали более быстрыми темпами, чем появлялись новые. Началось это сокращение популяции как минимум за 40 млн лет до того, как в нашу планету в районе современной Мексики врезался огромный астероид. Именно этот «космический мусор» традиционно винят в вымирании динозавров. «Астероид и сейчас является главным кандидатом на звание “убийцы динозавров”. Но уже ясно, что к тому времени эти животные прошли свой эволюционный расцвет», – пояснил Манабу Сакамото.

К примеру, зауроподы – динозавры-вегетарианцы с длинной шеей – вымирали быстрее других видов. А исчезновение легендарных тираннозавров (Tyrannosaurus rex) происходило более плавно. На вымирание, как считают ученые, влияли и внешние факторы, вроде распада континентальных массивов суши и вулканической активности. Завершающим coup de gr?ce стало, судя по всему, падение примерно 66 млн лет назад, в конце Мелового периода, гигантского астероида Чиксулуб диаметром около 10 км. Напомним, энергия удара, по оценкам ученых, составила тогда 100 тератонн в тротиловом эквиваленте. Астероид оставил после себя ударный кратер диаметром около 180 км и изначальной глубиной 17–20 км. Сегодня он входит в список крупнейших кратеров на Земле. Исчезновение деревьев и прочей растительности, служившей укрытием и пищей, привело к гибели динозавров. «За десятки миллионов лет до своей окончательной гибели динозавры перестали быть доминирующим видом на Земле», – резюмировал Сакамото.

Ученые полагают, что их исследование не только объясняет исчезновение динозавров, но и несколько проясняет будущее. Из-за антропогенных климатических изменений некоторые виды живых существ могут исчезнуть с лица Земли, как это было с динозаврами.

«Если в группе животных вымирание идет более быстрыми темпами, чем восполнение вида, крупная катастрофа приводит к полной аннигиляции», – добавил Манабу Сакамото. Напомним, ранее американские ученые уже предполагали, что вымирание динозавров происходило системно, однако тогда исследование касалось лишь нелетающих особей.