А у нас самое большое научное СМИ в Telegram!
Подписаться
14.07.2017
Редакция Naked Science

Собственный герпесвирус уподобил горилл человеку

Исследователи из Африки и США впервые доказали существование специфического для горилл герпесвируса.

31053094543_25e0f6bb20_k

Вирус Эпштейна — Барр (EBV) — вид герпесвирусов из рода лимфокриптовирусов, носителями которого выступают примерно 90 процентов людей. Несмотря на латентность, известно, что патоген может осложнять течение широкого круга болезней, включая синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД). Так, у пациентов с последним наличие этого вируса нередко коррелирует с реактивной лимфоидной гиперплазией — избыточной пролиферацией клеток в области лимфоузлов (обычно на шее и челюсти) в ответ на нарушения работы иммунитета. Любопытно при этом, что распространенность EBV среди детей, по-видимому, зависит от уровня жизни: в развивающихся странах она значительно выше.

Известно также, что EBV-подобные лимфокриптовирусы встречаются у других приматов, например орангутанов и горилл, обитающих вблизи человеческих поселений. Предполагается, что передача агента между таксонами может происходить через слюну (скажем, остатки пищи) — герпесвирусы содержатся в ней по меньшей мере в 84 процентах случаев, сохраняя жизнеспособность в течение недели. До сих пор, однако, ученые не находили биомаркеры EBV в посмертных образцах обезьян. Чтобы восполнить пробел, сотрудники Калифорнийского университета в Дейвисе и других учреждений изучили две группы горных горилл (Gorilla beringei beringei) из национальных парков Вирунга и Бвинди в Конго и Уганде соответственно.

Поскольку их филогенетическое расхождение состоялось примерно 5000 лет назад, исследователи могли сравнить встречаемость и типы патогенов у генетически неродственных групп. Авторы собрали частично пережеванные растения от 294 особей и проанализировали слюну методом полимеразной цепной реакции (ПЦР). В результате они получили первое доказательство существования специфического для горилл штамма лимфокриптовируса 1 (GbbLCV-1), причем его сходство у животных из разных заповедников превышало 90 процентов. Вирус был обнаружен в 37–48,8 процентах образцов, что почти соответствует значению среди детей в развивающихся странах. Реальный показатель может быть выше, считают ученые.

Большинство GbbLCV-1-положительных образцов принадлежали детенышам. Это также согласуется со статистикой человеческих сообществ и, вероятно, указывает на то, что вирус попадает в организм в первые периоды жизни. Затем авторы проверили архивные препараты горных горилл с реактивной лимфоидной гиперплазией на наличие этого штамма. Анализ подтвердил, что более половины из них имели биомаркеры GbbLCV-1 (как правило, в легких), тогда как организм здоровых приматов их не содержал. Примечательно, что штамм не был найден в неволе, но несмотря на высокое сходство с EBV не был полностью ему подобен. Таким образом, первоначально обезьяны могли заразиться им от человека.

По мнению ученых, полученные данные указывают на соответствие путей распространения (от матери к детенышу) лимфокриптовирусов, их биомаркеров и связи с гиперплазией у горилл и человека. С одной стороны, это делает G. beringei beringei оптимальным модельным организмом для испытаний стратегий против герпесвирусов и вируса иммунодефицита (ВИЧ), с другой — вновь обращает внимание на необходимость защиты этих животных. Сейчас подвид находится на грани исчезновения.

Статья опубликована в журнале Scientific Reports.

Между тем осенью прошлого года стало известно, что американским ученым удалось достичь ремиссии СПИД у обезьян.