08.12.2020

4.8

Ученые из США провели эксперименты на мышах и выяснили, что препарат, которым лечат редкое заболевание нарушения обмена веществ, может оказаться эффективным в терапии герпеса.

Лекарство от редкого заболевания назвали перспективным для избавления от герпеса / ©Getty images

Результаты исследования опубликованы в журнале Science Advances. Простой герпес вызывают вирусы двух типов — HSV-1 и HSV-2. Чаще всего встречается так называемая лабиальная форма инфекции — высыпания на губах, которую в народе называют «простудой». На втором месте по распространенности — генитальный герпес, поражающий преимущественно половые органы. Вирус HSV-1 обычно вызывает инфекции рта, шеи, лица, глаз и центральной нервной системы, а HSV-2 — область гениталий.

Эффективного лечения герпеса на сегодня не существует. Самые известные препараты на основе ацикловира помогают справляться с заболеванием, но далеко не так продуктивно, как хотелось бы. Кроме того, ацикловир крайне токсичен для почек — особенно в высоких дозах, которые приходится назначать людям с хронической формой болезни и частыми рецидивами, или при энцефалите, вызванном вирусом герпеса. Длительное лечение ацикловиром приводит к устойчивости вирусов к препарату.

Ученые из Иллинойсского университета в Чикаго (США) провели исследование на мышах и обнаружили, что против вирусов простого герпеса «превосходно», по их словам, показал себя препарат, предназначенный для лечения гипераммониемии — нарушения обмена веществ с проявлением расстройства цикла ферментов мочевины (вызванного отравлением аммиаком). Действующее вещество препарата — натрия фенилбутират — представляет собой соль ароматической жирной кислоты.

Как выяснили специалисты, это лекарство нарушает способность вируса захватывать клеточные механизмы, необходимые для производства его белков (для репликации инфекционного агента). При этом клетка одновременно вынуждена производить белки для собственных нужд. Исследуемый учеными препарат позволил клетке сосредоточиться на уничтожении вируса самостоятельно, снижая стрессовую нагрузку на нее.

Натрия фенилбутират смог удалить вирус из клеток мышей, на что способен и ацикловир. Однако лучшего результата достигли при комбинации этих двух препаратов — инфекционные агенты удалялись быстрее и эффективнее. А еще сочетание обоих веществ показало стопроцентную выживаемость у инфицированных герпетическим энцефалитом мышей, чего не смогли достичь применением этих же веществ по отдельности. Таким образом, считают ученые, натрия фенилбутират может стать хорошей альтернативой ацикловиру и поможет снизить его побочные эффекты. Конечно, для окончательных выводов нужны клинические испытания на людях.