Снежный барс оказался политипическим видом — Naked Science
12.05.2017

Снежный барс оказался политипическим видом

Международная группа ученых пришла к выводу, что снежный барс (Uncia uncia) включает в себя три подвида.

Снежный барс, или ирбис, — хищник из семейства кошачьих, обитающий в 12 странах Азии (Тибете, Монголии, России) преимущественно в горах высотой от трех тысяч метров. В XX веке вид получил статус вымирающего, однако из-за низкой доступности и чрезвычайной скрытности его филогенез, важный для охраны, изучения и реинтродукции, остается неясным. Ранее снежный барс был перемещен из рода Panthera в отдельный род Uncia: несмотря на сравнительно крупный размер (длина тела — 103–130 сантиметров, треть из которых приходится на хвост), он, как и мелкие кошки, не способен рычать и вместе с тем использует стратегию охоты больших кошек. При этом до сих пор U. uncia считался монотипическим.

В прошлых работах филогенетический анализ ирбиса проводился, как правило, с помощью телеметрии или музейных образцов. В новой статье специалисты из Университета Дюкейна, Монгольской академии наук и других учреждений описали результаты изучения генома Uncia на основе помета животных. Сбор биоматериала проводился в 21 населенном пункте Китая, Бутана, Таджикистана и других стран. На первом этапе амплификация ДНК путем количественной полимеразной цепной реакции (ПЦР) позволила авторам идентифицировать особей по восьми микросателлитам (коротким мономерным повторам). Затем, чтобы повысить точность данных, они выбрали 33 микросателлита и проверили их на 70 образцах.

Дополнительно ученые секвенировали три фрагмента митохондриальной ДНК (мтДНК) животных, однако это не позволило определить структуру популяции. Поэтому они провели масштабное моделирование процесса распространения популяций ирбиса с уточнением данных методом главных компонент и различными байесовскими методами, а также проверили частотное распределение аллелей с помощью 26 сторонних образцов из Индии. Согласно итогам, примерно 7782 года назад популяция снежного барса могла «пройти» «бутылочное горлышко» и стабилизировать численность до нынешнего показателя 1279 лет назад. Между тем ПЦР выявила специфические группы животных, соответствующих ареалу обитания.

Ареалы обитания выделенных подвидов / ©Jan E. Janecka et al., Heredity, 2017

Наибольшее генетическое сходство продемонстрировали снежные барсы, обитающие на севере и юге провинции Цинхай, в Индии и Пакистане, в Таджикистане и Киргизии и на западе и юге Монголии. Минимальное сходство наблюдалось между ирбисами с юга Монголии и юга Цинхай, с запада Монголии и юга Цинхай, с юга Монголии и Тибета, Бутана и Непала. Таким образом, ученые разделили выборку на три категории. К «центральному» ареалу они отнесли снежных барсов с Тибетского нагорья и основной части Гималаев (Бутан, Непал, Тибет, север и юг Цинхай). К «западному» — с запада Гималаев (Индия), из Таджикистана и Киргизии, к «северному» — с юга и запада Монголии.

Согласно предложенной классификации, зоологи выделили три подвида снежного барса (в работе используется «устаревшая» типизация по роду Panthera): P. uncia uncioides, P. uncia uncia и P. uncia irbis соответственно. По их словам, работа проясняет эволюцию ирбиса и позволяет предпринимать меры по его защите с учетом региональной и генетической специфики.

Статья опубликована в журнале Heredity.