Следы кораблекрушений научились находить на спутниковых снимках

Некоторые эксперты считают, что на дне морей и океанов захоронено порядка 3 млн останков кораблей, причем около четверти из них приходится на Северную Атлантику – от Мексики до Великобритании. Многие из этих останков представляют большую историческую и финансовую ценность, и бельгийские ученые...

16 мар 2016 Сергей Васильев Комментариев: 0

Разумеется, что самих кораблей, лежащих на большой глубине, куда заглянуть пока что не может ни один орбитальный аппарат, на этих снимках не видно. Зато, как отмечают Матиас Байе (Matthias Baeye) и его коллеги, на мелководье они оставляют следы в виде потока взвешенных частиц, уносимых течением. Ученые показали, что возможностей современных космических аппаратов дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) вполне достаточно для поиска таких свидетельств.

В частности, для этой миссии подойдет американский спутник ДЗЗ Landsat-8 высокого разрешения: на мелководье шлейф частиц может растягиваться на несколько километров, и перепад их концентраций хорошо заметен с орбиты. «Данные Landsat-8 бесплатны, так что этот метод поиска может составить недорогую альтернативу акустическим и лазерным инструментам», – пишут авторы в Journal of Archaeological Science

Ученые рассмотрели примеры четырех хорошо известных кораблекрушений, останки которых захоронены на дне моря близ бельгийского порта Зебрюгге, в нескольких километрах друг от друга, на глубине около 15 м. Первые два – это шведские гражданские суда "Сансип" и "Самвурн", подорвавшиеся на минах во Вторую мировую войну. Третье – паровое судно "Ниппон", столкнувшееся с другим и затонувшее в 1938 г. Наконец, еще одним примером стал грузовой корабль "Нейтрон", затонувший после столкновения в 1965 г.

Используя данные по местным течениям и 21 снимок со спутника Landsat-8, авторы легко показали потоки взвешенных частиц, создаваемые "Сансипом" и "Самвурном", которые еще не полностью ушли под слой придонных осадков. Однако "Ниппон" и "Нейтрон" увидеть не удалось: видимо, они скрылись целиком, и над дном не поднимается достаточная часть корпуса, которая могла бы «проявиться» нарушениями в потоках течений.

Аватар пользователя Anton Matsiuk