16.03.2016
Редакция Naked Science

Следы кораблекрушений научились находить на спутниковых снимках

Некоторые эксперты считают, что на дне морей и океанов захоронено порядка 3 млн останков кораблей, причем около четверти из них приходится на Северную Атлантику – от Мексики до Великобритании. Многие из этих останков представляют большую историческую и финансовую ценность, и бельгийские ученые придумали, как найти их на обычных спутниковых снимках.

dnews-files-2016-03-satellites-may-help-find-shipwrecks

Разумеется, что самих кораблей, лежащих на большой глубине, куда заглянуть пока что не может ни один орбитальный аппарат, на этих снимках не видно. Зато, как отмечают Матиас Байе (Matthias Baeye) и его коллеги, на мелководье они оставляют следы в виде потока взвешенных частиц, уносимых течением. Ученые показали, что возможностей современных космических аппаратов дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) вполне достаточно для поиска таких свидетельств.

В частности, для этой миссии подойдет американский спутник ДЗЗ Landsat-8 высокого разрешения: на мелководье шлейф частиц может растягиваться на несколько километров, и перепад их концентраций хорошо заметен с орбиты. «Данные Landsat-8 бесплатны, так что этот метод поиска может составить недорогую альтернативу акустическим и лазерным инструментам», – пишут авторы в Journal of Archaeological Science

Ученые рассмотрели примеры четырех хорошо известных кораблекрушений, останки которых захоронены на дне моря близ бельгийского порта Зебрюгге, в нескольких километрах друг от друга, на глубине около 15 м. Первые два – это шведские гражданские суда “Сансип” и “Самвурн”, подорвавшиеся на минах во Вторую мировую войну. Третье – паровое судно “Ниппон”, столкнувшееся с другим и затонувшее в 1938 г. Наконец, еще одним примером стал грузовой корабль “Нейтрон”, затонувший после столкновения в 1965 г.

Используя данные по местным течениям и 21 снимок со спутника Landsat-8, авторы легко показали потоки взвешенных частиц, создаваемые “Сансипом” и “Самвурном”, которые еще не полностью ушли под слой придонных осадков. Однако “Ниппон” и “Нейтрон” увидеть не удалось: видимо, они скрылись целиком, и над дном не поднимается достаточная часть корпуса, которая могла бы «проявиться» нарушениями в потоках течений.