16.02.2018
Редакция Naked Science
1 953

Шампуни и мыло признали не менее опасными для экологии, чем автомобили

Ученые из США заявили, что бытовая химия становится источником около 50% летучих загрязнителей атмосферы в крупных городах.

gettyimages-476804983-58cb0a905f9b581d72a96c97

Американские исследователи пришли к выводу: производство и использование бытовой химии не менее вредно для окружающей среды, чем выбросы автомобилей. Объемы опасных летучих компонентов красок, моющих средств и дезодорантов сопоставимы с транспортным загрязнением. Ученые заявили, что сегодня использование этих компонентов в производстве бытовой химии и косметики практически не регулируется законами и нормами.

Авторы новой работы поясняют: количество загрязнителей, которые выделяют автомобили, понемногу снижается с каждым годом благодаря международным соглашениям по вопросам экологии — например, Парижскому соглашению 2015 года. Комментирует ведущий автор работы Брайан Макдональд: «Так как транспорт становится более экологически чистым, другие источники загрязнения выходят на первый план. Вещи, которые мы используем в быту, также могут влиять на загрязнение воздуха».

Исследователи изучили более 150 научных работ о летучих органических веществах (ЛОВ, volatile organic compounds, VOC), которые содержатся в популярной бытовой химии. К классу летучих органических веществ относят различные соединения, включая углеводороды, альдегиды и спирты. Их объединяет способность испаряться и оставаться в окружающей среде в значимых концентрациях. ЛОВ могут вызывать аллергию и раздражения, иногда их связывают с повышенным риском развития рака.

Ученые подсчитали, что в крупных городах именно бытовая химия становится источником около половины ЛОВ, попадающих в воздух. При этом для производства красок и косметики используется менее 5% всей сырой нефти в мире — большая часть идет на производство топлива для транспорта. Также выяснилось, что большинство выполненных в США отчетов о состоянии экологии недооценивают объемы выделяемых ЛОВ. Авторы работы изучили статистику, предоставленную производителями бытовой химии и экологами: оказалось, промышленность Штатов выбрасывает по крайней мере в три раза больше летучих органических соединений, чем предполагают отчеты.

Исследователи нашли возможную причину такого несоответствия. Они поясняют: топливо хранят в закрытых контейнерах, и значительная часть ЛОВ «сгорает» в автомобильных двигателях. При этом летучие вещества, которые входят в состав бытовой химии, должны испаряться — такова их функция в формуле этих средств. Поэтому уровень ЛОВ в помещениях может быть в несколько раз выше, чем на улице. Также эти вещества могут проникать из помещений наружу, становясь одним из основных загрязнителей.