Ученые представили новый тип пластика из переработанных отходов — Naked Science
Мария Кривоченко

Ученые представили новый тип пластика из переработанных отходов

2.7

Полученный материал напоминает по свойствам полипропилен, но разлагается менее чем за год и безопасен для окружающей среды. Его намерены использовать в производстве экологически безопасных одноразовых упаковок и предметов.

Смешанный и гранулированный полигидроксибутират (PHB) / © Fraunhofer-Gesellschaft

Федеральное Министерство образования и научных исследований (BMBF) запустило инициативу Bioeconomy International в сотрудничестве с Институтом производственных систем и технологий проектирования Общества Фраунгофера (Fraunhofer IPK), кафедрой технологии биопроцессов Берлинского технического университета и учеными из Малайзии, Колумбии и США. В рамках программы исследователи разработали способ получения полимеров без использования минеральных, а также рапсового и пальмового масел, производство которых вредит окружающей среде.

Пластичный полигидроксибутират (PHB) создали из промышленных остатков, например отработанных жиров. «Мы превратили биогенные вещества в сложные полиэфиры, которые можно будет использовать в технических целях», — рассказал Кристоф Хайн, руководитель отдела Технологий микропроизводства Fraunhofer IPK. В качестве биокатализаторов группа взяла генетически модифицированные микроорганизмы, которые синтезируют и перерабатывают материал, а затем откладывают его в клетках для хранения энергии.

Команда Fraunhofer IPK разработала этот инструмент для литья под давлением для производства деталей из полигидроксибутирата / © Fraunhofer-Gesellschaft

Полученное биополимерное сырье PHB исследователи смешали с химическими препаратами. Далее соединение прошло этапы очистки и оптимизации: на выходе получился материал, похожий по свойствам на полипропилен и, по словам разработчиков, удовлетворяющий требованиям к пластмассам инженерно-технического назначения. Отмечается, что процесс занял много времени, поскольку полимер долго затвердевал.

Вместо продуктов нефтепереработки в производстве использовали «зеленые» альтернативы, а значит, изделия из нового типа пластика получится перерабатывать экологически чистым способом. Бактерии будут разлагать материал в природе за шесть-двенадцать месяцев, и помещать его в промышленные установки не потребуется.

Разработку намерены применять в производстве одноразовых упаковок и предметов быта. Однако исследователи утверждают, что из него также можно делать высококачественные пластиковые компоненты для применения в разных технических сферах. «Очевидно, что такая продукция должна соответствовать определенным стандартам качества», — говорят ученые. Сейчас они работают над оптимизацией процесса рекристаллизации РНВ, чтобы соответствовать промышленным требованиям ко времени обработки материала.

Мария Кривоченко

На юге Аляски нашли собачью кость возрастом более 10 тысяч лет — возможное свидетельство движения первых поселенцев на юг вдоль берега Тихого океана.