«Самоубийства» китов объяснили солнечной активностью
06.09.2017

«Самоубийства» китов объяснили солнечной активностью

Выбрасывание китов на берег может быть результатом нарушения ориентации из-за бури на Солнце.

kit

Случаи «самоубийства» китов, выбрасывающихся на берег, происходят постоянно, однако до сих пор плохо объяснимы. Одни специалисты связывают их с добровольным уходом при тяжелой болезни, что позволяет сэкономить ресурсы стаи, обычно заботящейся о заболевших. Другие говорят, что это – результат простой случайности и попадания на мель во время охоты. В новой работе немецких ученых китовые самоубийства объясняются… активностью Солнца. Статья Клауса Ванселова (Klaus Vanselow) и его коллег из Университета Киля опубликована в International Journal of Astrobiology.

Авторы обратились к недавнему случаю гибели сразу 29 кашалотов, которые в январе 2016 г. выбросились на берег Северного моря. Они обратили внимание на то, что незадолго – в двадцатых числах декабря 2015 г. – на Солнце была зарегистрирована целая серия вспышек интенсивностью М1 и выше. По мнению немецких физиков, это вряд ли простое совпадение.

Такие события приводят к выбросу Солнцем больших объемов плазмы, излучения и потоков быстрых частиц. Достигая орбиты Земли – одни раньше, другие чуть позже, – они взаимодействуют с ее атмосферой и глобальным магнитным полем. В результате могут возникать полярные сияния и геомагнитные бури, связанные с дестабилизацией силовых линий магнитного поля Земли. По расчетам Ванселова и его соавторов, это произошло и в декабре 2015 г., когда смещение силовых линий геомагнитного поля в Северном море в районе Норвежской траншеи превысило 460 км.

Известно, что китообразные, как и многие другие морские животные, во многом полагаются на геомагнитное поле для навигации в океане. Поэтому логично предположить, что нарушения его структуры вполне способны дезориентировать их – как неверные координаты GPS могут заводить автомобилистов куда угодно. Чувствуя направления силовых линий, кашалоты направились прямиком на мелководье, выбраться с которого им уже не удалось.

Ученые отмечают, что погибшие животные были еще молодыми и неопытными, родом из открытого океанского региона Азорских островов, и в стесненных условиях Северного моря нарушение навигации вполне могло оказаться фатальным. «Кашалоты – очень большие животные, обитающие в открытом океане, так что если они и запутаются, то могут плыть в неверном направлении днями, а затем просто скорректировать курс, – говорит Клаус Ванселов. – Но в море между Шотландией и Норвегией достаточно проплыть немного, и будет уже поздно – они в ловушке».