Пять находок и одна загадка: главные итоги недели сближения New Horizons с Плутоном — Naked Science

Сближение зонда New Horizons с Плутоном на расстояние около 12,5 тыс. км, безусловно, стало одним из важнейших событий года – и получило резонанс, разошедшийся далеко за пределы мира астрономии и науки. А пока все с нетерпением ждут присылки на Землю первых снимков, сделанных в непосредственной близости от ледяного карлика, вспомним пять главных находок и одну загадку, которые принес New Horizons за последнюю неделю.

nh-color-pluto-charon

1. Снимки, которые New Horizons сделал на подлете – с дистанции чуть больше 700 тыс. км, – позволили уточнить размеры карликовой планеты. Диаметр его оказался немногим (на 70 км) больше, чем считалось до сих пор – ровным счетом 2370 км, что подтверждает положение Плутона как крупнейшего тела в далеком поясе Койпера – и самого большого за пределами орбиты Нептуна, самой дальней планеты Солнечной системы.

2. Объекты на поверхности Плутона и его спутников – Харона, Стикса, Кербера и Стикса – могут получить имена Стругацких и Ктулху, капитана Немо и Люка Скайуокера. Международный астрономический союз (МАС), организация, отвечающая, в том числе, за присвоение официальных названий небесным телам, обнародовала «лонг-лист» наименований, которые будут использованы в географии этого ледяного и мрачноватого мира.

3. На поверхности холодного карлика замечена целая серия очень подозрительных темных пятен, расположенных со стороны спутника Харона и тянущихся к «темному поясу», который охватывает Плутон в районе экватора. Самое странное тут то, что все они имеют весьма близкие размеры (около 480 км) и форму. К величайшему сожалению, когда New Horizons пролетел в непосредственной близости от Плутона, пятна находились вне зоны видимости, так что дальнейшее их изучение, похоже, затянется.

4. Существование на Плутоне пускай и тонкой, но вполне настоящей атмосферы подозревали и раньше. Однако теперь ее существование можно считать достоверно подтвержденным. Еще за пять дней до подлета New Horizons заметил выбросы азота на поверхности карлика – случилось это намного раньше, чем ожидали специалисты, с дистанции в целых 6 млн км вместо 2,5 млн км. Это может говорить о том, что либо азотные «гейзеры» здесь мощнее, чем считалось, либо атмосфера – тоньше и разреженней.

5. Плутон и сам по себе мир достаточно холодный, поэтому наличие у него еще и приполярных ледяных шапок было вопросом спорным. Теперь их также удалось наблюдать: судя по данным New Horizons, ледники здесь сложены из смерзшихся, твердых метана и азота.

Но, пожалуй, главным выводом, который можно сделать по итогам интригующей недели сближения New Horizons с Плутоном, является то, что он «живой». Карликовая планета, видимо, до сих пор сохраняет геологическую активность, отражающуюся в достаточно молодо выглядящих горных кряжах и обширных равнинах, которые могут быть результатами расплавления метана и азота. Более того, поверхности эти содержат радиоактивные изотопы, что может говорить о том, что не так давно их вещество было поднято из недр Плутона.

Отсюда возникает и главная загадка: как?.. Размеры Плутона, теоретически, недостаточны для поддержания жизни в полужидком ядре. Ни от Солнца (в виде излучения), ни от какой–нибудь близкой планеты–гиганта (в виде гравитации) дополнительную энергию получать он не может. «Это заставит многих ученых вернуться к своим грифельным доскам», – прокомментировал ситуацию знаменитый астрофизик Алан Стерн (Alan Stern).

Британцы впервые за долгое время решили переоснастить свой танковый парк, приняв на вооружение условно «новый» основной боевой танк на базе Challenger 2.

Перекрестное исследование с участием тысяч американцев показало связь между непроизвольным вдыханием воздуха, содержащего табачный дым, и развитием такого опасного состояния, как сердечная недостаточность.

Лишь немногие из современных птиц приспособлены к охоте по ночам. Поэтому палеонтологи давно ищут истоки таких способностей у их предков — динозавров. Международной команде ученых удалось обнаружить такого представителя группы «ужасных ящеров».