От Ктулху до Стругацких: представлен список названий для географических объектов на поверхности Плутона
08.07.2015

Традиция «увековечивать» имена богов, героев, великих личностей и просто значимых событий в названиях небесных тел насчитывает уже не одно тысячелетие. В эти дни она получает дополнительный импульс: пока человечество готовится к первой близкой встрече с Плутоном, астрономы представили собранный через Интернет «лонг-лист» названий для пока еще неоткрытых деталей его поверхности.

cthulhu_awakening_concept_by_kozivara

Вчера команда, работающая с межпланетным зондом New Horizons, сближение которого с Плутоном должно состояться на будущей неделе, официально представила список в IAU – Международный астрономический союз (кстати, единственную в мире организацию, уполномоченную давать официальные наименования небесным телам, так что никогда не верьте мошенникам, предлагающим купить «звезду» или «участок на Луне»: они просто вымогают деньги). Перечень названий для Плутона и его крупнейшего спутника Харона был составлен на основе предложений, поступивших через Интернет в рамках кампании Our Pluto.

Участникам предложили выдвигать свои идеи для Плутона в рамках шести категорий: «знаменитые космические аппараты», «ученые и инженеры», «первооткрыватели», «обитатели подземного мира», «объекты подземного мира» и «путешественники в подземный мир» – последние три, очевидно, развивают общую мрачную тему системы Плутона с его не менее мрачно названными спутниками. Объекты же на Хароне предлагается называть в честь вымышленных путешественников, мест и местностей, кораблей – и авторов подобных произведений. По одной теме досталось и малым спутникам далекой карликовой планеты: Стикс – «речные божества»; Никса – «ночные существа», Кербер – «псы и собаки из истории, литературы, мифологии», Гидра – «легендарные змеи и драконы».

После онлайн-голосования, в котором участвовали сотни тысяч людей из разных стран мира, список был определен и представлен в IAU. Всего в него входит 159 названий. «Я и не представлял, сколько историй о путешествиях в подземный мир существует на свете среди самых разных культур», – сказал по этому поводу Марк Шоуолтер (Mark Showalter), один из участников миссии New Horizons, курировавший выбор названий. Мы же упомянем самые интересные из них.

Плутон. Космические корабли и аппараты: советско-российские «Спутник», «Союз», «Луна», японский Hayabusa, американские шаттлы Columbia и Challenger (последнее выглядит особенно удачным как память об астронавтах, погибших при катастрофе этого корабля). Ученые и инженеры: Джеймс Эллиот (открывший на Плутоне атмосферу), Персиваль Лоуэлл (знаменитый астроном-любитель, «открывший» каналы Марса), Виктор Сафронов (теоретически описавший образование планет в Облаке Оорта) и сам Ян Оорт. Первооткрыватели и путешественники: Купэ (полинезийский первооткрыватель Новой Зеландии), Тензинг Норгей (один из первых людей, поднявшихся на Эверест), Жак-Ив Кусто (без комментариев). Подземные жители: Ктулху (из произведений Говарда Лавкрафта), Балрог и Моргот (из книг Джона Толкиена), Анубис. Подземные объекты: греческие Тартар и Элизиум, Пандемониум (из «Потерянного рая» Мильтона). Путешественники в подземный мир: Геракл, Вергилий, Беатрис, Слейпнир.

Харон. Вымышленные путешественники: Кирк и Спок (герои сериала «Звездный путь»), Скайуокер и Лея (из «Звездных войн»), Алиса (из Льюиса Кэролла), Немо (из Жюля Верна), Гильгамеш и Насреддин. Вымышленные места и местности: Вулкан (планета – родина капитана Спока из «Звездного пути»), Шир и Мордор, Татуин и Криптон. Вымышленные корабли: «Серенити» (из сериала «Светлячок»), «Тардис» (из «Доктора Кто»), «Ностромо» (из «Чужого»), «Арго» (из греческой мифологии). Авторы: Дуглас Адамс, Аркадий Стругацкий, Станислав Лем, Стэнли Кубрик.